Gazeta.ru: Глава AirBaltic о работе лоукостера в России

Экс-владельцы дешевого авиаперевозчика AirBaltic добились ареста его акций. На национализированный бизнес претендуют инвесторы из Китая. Но Мартин Гаусс, директор AirBaltic, уверяет, что последние события лишь усилили авиакомпанию. Об отношениях с российскими властями, риске роста цен на билеты и связях с КХЛ он рассказал в интервью «Газете.Ru».

– Прошлый год был сложным для AirBaltic: компания национализирована, бывшие владельцы успешно оспаривают это решение. Год закончился с финансовыми потерями. Какова роль в этих событиях Владимира Антонова (бывший акционер лопнувшего Latvijas Krājbanka; после ареста в Лондоне заявил, что являлся совладельцем компании AirBaltic)? И как вы оцениваете положение компании сейчас?

– Недавние изменения в структуре акционерного капитала AirBaltic только усилили авиакомпанию. Мы ответственные собственники. Рассчитываем продолжить развитие Риги как северного хаба для пассажиров, следующих примерно по 80 направлениям в Европе, на Ближнем Востоке, в России и странах СНГ.

Развивая компанию, наш владелец (правительство Латвии – «Газета.Ru») взял на себя значительные финансовые обязательства. Я и моя команда работаем над детальным бизнес-планом.

Не могу комментировать вероятные действия бывших владельцев или иных фактических бенефициаров. Но в любом случае AirBaltic стала сильнее, мы видим, что клиенты доверяют нам, – по росту бронирования билетов в Вену, Цюрих, Амстердам, Брюссель, Мюнхен, Рим, Москву и другие города. Спрос позволил нам увеличить частоту рейсов по ряду направлений.

– Какие антикризисные меры приняты?

– Стабилизирована работа компании. Теперь есть смысл говорить о долгосрочных перспективах. Сейчас мы проводим тщательную оценку по каждому аспекту работы, готовим долгосрочный план развития AirBaltic.

Обдумываем варианты модернизации флота. Он состоит из воздушных судов пяти типов (три типа реактивных лайнеров и два – турбовинтовых). Мы решили остановиться на двух типах: это Bombardier Q400NextGen – самые современные на данный момент турбовинтовые самолеты, а по реактивным лайнерам вместимостью 150 пассажиров будем выбирать Boeing 737 или Airbus A320, или даже посмотрим на других производителей.

– Идут ли поиски стратегического инвестора? Возможно, кто-то уже проявил интерес – инвестфонды, промышленные группы? Может быть, инвесторы из России?

– Хотелось бы, прежде всего, стабильного инвестора. У меня нет каких-то предпочтений – это может быть и стратегический инвестор, и финансовый. Главный критерий – стабильность. Да, для стратегического инвестора проще разобраться с проблемами, которые возникают перед AirBaltic как авиакомпанией, но я не против и инвестфонда. Я буду рад любому инвестору, который верит в то, что мы делаем, и для которого компания будет значить не просто «балансовую или учетную стоимость». AirBaltic – это фантастический бренд, важная часть авиатранспортной системы региона, локомотив региональной экономики. Инвестор должен понимать это.

– Государство сохранит блокпакет акций или для развития компании полезней увеличение доли частного капитала?

– Могут быть разные решения, но сейчас ясно одно: государство открыто для диалога с инвесторами, заинтересованными в развитии AirBaltic.

– С 1 января 2012 года Евросоюз распространил систему продажи квот (ETS) на выбросы парниковых газов на авиацию. Как, по вашему мнению, эта система отразится на европейском рынке вообще и на бюджетных перевозчиках в частности?

– AirBaltic в любом случае сохранит акцент на низких ценах и доступности путешествий.

Что касается самой торговли квотами на выбросы CO2 в Евросоюзе, ее недостаток вот в чем: она создана для того, чтобы авиаперелеты становились дороже, чтобы пассажиры предпочитали лишний раз не летать.

Но, к сожалению, деньги от продажи квот идут в бюджет ЕС, и пока нет четкого понимания, как они будут потрачены на улучшение состояния окружающей среды.

Для авиакомпаний недостаток системы в том, что это не налог, это именно покупка квот на аукционе, так что перевозчики не могут точно прогнозировать свои затраты. Как бы то ни было, авиакомпании и страны, не входящие в Евросоюз, уже предпринимают ответные действия (точнее противодействия), так что реальный результат от ETS мы увидим только в будущем.

– AirBaltic осуществляет рейсы в Россию. Как оцените итоги прошлого года?

– Фантастический год по маршрутам из Москвы (Шереметьево и Домодедово), Санкт-Петербурга и Калининграда в Ригу и далее в Европу, в страны Ближнего Востока и Скандинавии.

Рост пассажиропотока составил 31%. Особенно вырос по рейсам Москва – Рига. Терминал E в Шереметьево – превосходный, и аэропорт в целом стал хорошим партнером для AirBaltic.

У нас сейчас 4 ежедневных рейса между Ригой и Шереметьево в сотрудничестве с «Аэрофлотом». В кооперации с «Трансаэро» мы также увеличили количество ежедневных рейсов в Домодедово.

– После гибели в авиакатастрофе ярославской хоккейной команды КХЛ просила российские власти разрешить AirBaltic чартерные рейсы внутри России. Будет ли продолжение у этой инициативы?

– Основной бизнес AirBaltic – регулярные рейсы через Ригу в Европу, на Ближний Восток и в Скандинавию. Чартеры, в том числе для хоккейных команд – небольшой сегмент в нашей деятельности, но мы рады тому, что AirBaltic дано разрешение на определенное количество рейсов для команды КХЛ «Динамо-Рига». Это позитивный сигнал. И все же повторюсь, основной бизнес AirBaltic – регулярные перевозки, и работа с КХЛ/«Динамо-Рига» – лишь дополнительное направление бизнеса.

– Вы ведете переговоры о расширении присутствия компании в России?

– AirBaltic поддерживает рабочие отношения с российскими авиавластями. У нас на самом деле есть добро не только на полеты в Москву, Петербург и Калининград. Мы летали и в другие региональные центры России, но на данный момент компания ограничена в своих возможностях по обслуживанию этих направлений.

– Российские авиационные власти, кажется, делают все возможное, чтобы не пустить на российский рынок европейские лоукост-компании. AirBaltic ощущает это в своей работе?

– Повторюсь, у нас деловые отношения с российскими чиновниками в сфере авиации. Потому что у нас в принципе прекрасные связи с Россией, и потому что AirBaltic развивает Ригу как северный хаб, который представляет действительно хорошие возможности для перевозчиков из российских регионов: авиакомпании могли бы предложить своим пассажирам прекрасную точку входа в Шенген через Ригу (в рижском аэропорту все говорят на русском, и даже вашей бабушке будет удобно путешествовать в Шенген через Ригу) и далее в Европу и скандинавские страны.

– Какие изменения вы ждете от российских авиавластей после вступления России в ВТО?

– Вряд ли корректно строить догадки на этот счет. Это больше вопрос к российским чиновникам. Но мы, безусловно, ожидаем, что сотрудничество продолжится.