– Volkswagen планирует инвестировать €250 млн в строительство завода по производству автомобильных двигателей под Калугой. Расскажите подробнее о новом производстве.
– Нами было подписано соглашение с российским правительством в рамках постановления 166, по которому мы обязаны построить завод по производству двигателей. Уже более шести месяцев мы ищем место для строительства завода и оценили перспективы его расположения в четырех регионах. Два из них были действительно удачными, но, в конце концов, Калуга сделала нам очень выгодное предложение. Завод будет работать с 2015 года. Его мощность составит 150 000 двигателей в год. В производстве будут использоваться такие операции, как высверливание, механическая обработка картера двигателя, коленчатых валов.
– Для каких моделей будут производиться двигатели?
– Эти двигатели мы будем использовать во всех моделях, которые производятся в России. К 2015 году это будут Polo, Tiguan, Rapid, Оctavia.
– Можете назвать, какие еще регионы рассматривались для строительства заводов VW?
– Владимир и Рязань.
– Чем Калуга оказалась лучше тех четырех регионов, о которых вы говорили? Что за привлекательные условия они предложили?
– У нас был длинный список критериев отбора, который включал в себя место расположения будущего завода, предлагаемый участок, расходы на логистику, сложности с поиском персонала и т.д. Некоторые регионы были хороши в одних параметрах, но хуже в других. В конечном счете Калуга выиграла, но с небольшим преимуществом, поскольку там уже есть развитая инфраструктура, лучше организована логистика к нашему заводу, и сам участок располагается близко к уже существующему зданию.
– До 2018 года VW планирует инвестировать в производство в России миллиард евро. Какие еще планы у вас на Россию до 2018 года?
– Мы уже инвестировали миллиард евро в производство и адаптацию моделей под российский рынок. Во второй фазе нашего сотрудничества мы планируем вложить еще миллиард евро. Эти деньги пойдут на строительство завода по производству двигателей, а также на расширение производственных мощностей.
– Известно ли, какие новые модели будут собираться в России?
– У нас есть планы по производству SKODA Rapid c 2014 года, также мы планируем производить Octavia и Jetta в Нижнем Новгороде со следующего года. Кроме того будут обновляться такие модели, как Polo и Tiguan.
– Отойдем от завода, есть другая не менее важная тема. Россия вступила в ВТО и вы ранее заявляли, что подержанные автомобили будут серьезно влиять на рынок. Как членство в этой организации скажется на ценовой политике в России?
– Вступление в ВТО – это очень важный для России шаг не только с точки зрения развития продаж в этом регионе, но и с точки зрения развития отрасли поставщиков и автокомпонентов, что в долгосрочной перспективе принесет выгоду российской экономике. В ближайшем будущем нам необходимо проанализировать, как реагирует рынок и наши конкуренты. На вступление в ВТО нужно смотреть с точки зрения введения утилизационного сбора, и в зависимости от того, какими будут условия применения этого сбора, мы будем разрабатывать свою ценовую политику.
– В Европе серьезно падают автопродажи. В связи с этим европейские производители снижают цены на свои машины, и мы подсчитали, что дешевле ввозить иномарку из Европы, чем покупать ее в России, несмотря на все сборы. Поэтому может получиться так, что подержанные машины опять хлынут на наш рынок?
– Здесь все будет зависеть от размера и конкретных условий применения утилизационного сбора. По тем планам правительства России, которые нам известны на сегодняшний день, утилизационный сбор будет применяться и к подержанным автомобилям, причем он будет достаточно высоким. Я думаю, что за счет баланса и снижения пошлин от вступления в ВТО не будет большого наплыва подержанных автомобилей.
– Компакткар Volkswagen Up! очень популярен в Европе и был признан автомобилем года в мире, но в Россию он не поставляется, пока не известна судьба машины на той же платформе – Skoda Citigo. Есть ли в планах поставлять в Россию какой-нибудь из этих компактвэнов? И если нет, то почему?
– В настоящий момент нет планов по импорту ни одного из этих автомобилей, потому что это слишком узкий низкоценовой сегмент, и мы не видим перспектив продаж в России. С экономической точки зрения импорт будет не целесообразен.
– Как вы думаете, с чем это связано? В Европе городские автомобили наоборот пользуются огромным спросом. Разный менталитет? Или что?
– Причин тут сразу несколько, и одна из них заключается в том, что россиянам нравится кузов седан, а не хэтчбек. Что послужило основанием для подобного разделения – неизвестно. Мне однажды объясняли, но не знаю, стоит верить этому или нет, что когда зимой отрываешь крышку багажника седана, то машина не охлаждается так, как хэтчбек (смеется). В Европе этот сегмент пользуется популярностью, потому что там очень узкие улицы.
– Мы сейчас наблюдаем большой рост продаж Volkswagen в России. Но есть проблема очередей при покупке автомобиля. Чтобы приобрести Polo Sedan, нужно отстоять чудовищную очередь, до 9 месяцев. В курсе ли вы этой проблемы? Планируете ли вы ее решать с учетом того, что машина собирается в России?
– Мне остается только извиниться перед российскими покупателями за то, что им приходится стоять в очередях за этим автомобилем. Он пользуется огромной популярностью на российском рынке. Наш завод работает на полную мощность. К сожалению, в ближайшей перспективе эту ситуацию вряд ли получится изменить в лучшую сторону. Эта модель производится только в России — мы не можем импортировать ее откуда-либо, чтобы удовлетворить спрос. Эта проблема известна и обсуждается на наших совещаниях. Нам удастся увеличить объем производства за счет различных оптимизационных мер.
– В России сейчас идет активная локализация производства, но многие наши автолюбители считают, что те машины, которые собираются в России, хуже по качеству, чем европейские. Разнится ли качество в России и в той же Германии? И если нет, то попробуйте переубедить своего потенциального клиента.
– Возможно, наши принципы отличаются от работы других автомобильных компаний, но у нас один единый стандарт производства для всех моделей и всех марок, производимых во всех странах — в Бразилии, Мексике, Китае, России. Не важно, где расположено производство, стандарты качества всегда неизменны. Россия также участвует в качественном анализе производства и занимает в нем одно из ведущих мест, поэтому качеством сборки мы довольны. Нам бы просто не разрешили открыть завод, если бы не были соблюдены единые стандарты концерна.