Gazeta.ru: Каннский кинофестиваль объявил программу конкурса

65-й Каннский кинофестиваль объявил программу. Фильмом открытия станет «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, а закрытия — «Тереза Дескейру» недавно скончавшегося Клода Миллера по книге Франсуа Мориака. Россию в конкурсе представит «В тумане» Сергея Лозницы.

Каннский фестиваль пристрастен и верен своим героям. В этом году это правило получило очередное подтверждение: в одном списке оказались самые громкие киноимена последних лет. Председателем жюри стал лауреат «Золотой пальмовой ветви» Нанни Моретти. Ему предстоит посмотреть фильмы ещё четырех обладателей главной каннской награды. Кристьян Мунджу триумфом картины «Четыре месяца, три недели, два дня» окончательно узаконил понятие «новая румынская волна» и теперь возвращается со своей второй работой «По ту сторону холмов». Михаэль Ханеке («ветвь» за «Белую ленту») представит «Любовь» — традиционно жесткую драму о престарелой паре, проходящей испытанием инсультом одного из супругов. Иранский классик в изгнании Аббас Киаростами («Вкус вишни») после своей тосканской картины «Копия верна» отправился в Японию — его«Как влюбленный» рассказывает о внезапном романе юной студентки и пожилого ученого. Наконец, главный британский реалист Кен Лоуч («Ветер, который качает вереск») представит свою двадцать седьмую ленту «Доля ангелов».

Вне конкурса состоится премьера новой картины позапрошлогоднего победителя — тайца Апичатпонга Вирасетакуна. Его новая работа называется «Отель «Меконг», длится всего час и посвящена самой большой реке Индокитайского полуострова Меконг, проходящей через Таиланд, Лаос, Вьетнам и другие азиатские страны. Известный своим минималистским подходом к режиссуре, Вирасетакун в своих интервью обещал, что его фильм будет «чем-то вроде игры: река, свиньи и Тильда Суинтон в одной из главных ролей».

Имя ещё одного прошлого победителя Лорана Канте («Класс») значится среди авторов альманаха «7 дней в Гаване». Его покажут в программе «Особый взгляд», в проекте ещё приняли участие Гаспар Ноэ, Хулио Медем и Бенисио дель Торо. Кроме того, вне конкурса покажут новую работу Бернардо Бертолуччи «Ты и я».

Остальные герои программы в подавляющем большинстве тоже принимают участие в конкурсе не в первый раз и уже привозили из Канна награды. Например, Жак Одийар (Гран-при за «Пророка») покажет «Ржавчину и кость», Карлос Рейгадас (приз жюри за «Безмолвный свет») — «После мрака свет», а Маттео Гарроне (Гран-при за «Гоморру») — «Большой дом», сатиру на итальянское телевидение, переплюнувшее даже российское. После ряда неудачных проектов в конкурсную обойму вернулся датчанин Томас Винтерберг («Торжество», приз жюри), стоявший вместе с Ларсом фон Триером у истоков датской «Догмы».

К сожалению, в конкурсе нет ни одного дебюта, они все отправлены в «Особый взгляд», включивший четыре первых фильма.

Россию представляет Сергей Лозница со своей второй игровой картиной «В тумане». Это экранизация одноименной повести Василя Быкова, действие которой происходит в 1942 году в оккупированной немцами Белоруссии. В игровом дебюте документалиста Лозницы «Счастье мое», также показанном в Канне, были эпизоды о Второй мировой войне, теперь же режиссёр посвятил этой теме фильм целиком.

В программе «Особый взгляд» условным российским представительством является казахская картина «Студент» Дарежана Омирбаева.

Побеждавший уже в этой программе Омирбаев последние годы занимается новым прочтением российской классики: после Чехова и Толстого он взялся за экранизацию «Преступления и наказания», действие которого перенесено в современный Казахстан, а главный герой стал студентом философского факультета Университета Алма-Аты.

Особая прелесть Каннского фестиваля заключается в том, что его программа формируется по кураторскому принципу. Отборщики каждый год придумывают для себя некий сквозной сюжет или деталь, скрепляющие разные фильмы в единое художественное высказывание о состоянии сегодняшнего мира. Пока что в глаза бросается повторяющееся слово «любовь».

Особая ирония в том, что стоит оно в заглавии картин двух бескомпромиссных мизантропов из Австрии — Михаэля Ханеке и Ульриха Зайдля («Рай: любовь»). Кажется, из чисто французской любви к играм слов и каламбурам бок о бок в конкурсе оказались два корейца — бойкий ремесленник Им Сан Су и кумир синефилов Хон Сан Су. Картины последнего мало похожи на эффектные и полные насилия работы его соотечественников, а скорее вызывают ассоциации с патриархом французской новой волны Эриком Ромером. С Францией Хон Сан Су действительно объединяют особые нежные отношения: вот в этот раз главная роль досталась Изабель Юппер. Двойник возник и у Дэвида Кроненберга, который представляет в конкурсе экранизацию знакового романа Дона Делилло «Космополис» с Робертом Патиссоном в главной роли; в «Особом взгляде» дебютирует его сын Брендан. Ещё одна важная экранизация в главном конкурсе — «В дороге» Вальтера Саллеса по культовой книге Джека Керуака.

Многих удивило отсутствие новых работ Пола Томаса Андерсона и Терренса Малика, после успеха «Древа жизни» резко ускорившего темпы съемок своих фильмов, но всё еще впереди: организаторы обещают, что у них заготовлено еще несколько сюрпризов, которые будут добавлены в программу в последний момент.

Но и без этого долгожданными сюрпризами выглядит участие в конкурсе двух французов — Леоса Каракса и Алена Рене.

В новой картине автора «Любовников Нового моста» под названием Holy Motors рассказывает о путешествии между параллельными жизнями, а главные роли исполняют Мишель Пикколи, Кайли Миноуг и Ева Мендес. Французский классик Ален Рене снял картину «Вы еще ничего не видели». Это оптимистичное заявление от режиссера на девяностом году жизни способно стать девизом грядущего фестиваля.