Gazeta.ru: "Миссис России" против экс-владельца "Евросети"

Высокий суд Лондона приступил к рассмотрению многомиллионного иска «Миссис России-2008» Мариники Смирновой к бывшему мужу и экс-совладельцу «Евросети» Тимуру Артемьеву. Артемьев уверяет, что миллионы принадлежат не ему, а его бывшему бизнес-партнеру Евгению Чичваркину. Дело за закрытыми дверями слушает судья Николас Мостин, бывший адвокат Пола Маккартни.

В то время как в новом здании Высокого суда британской столицы заканчивается рассмотрение иска Бориса Березовского к Роману Абрамовичу, по соседству — в старом здании — начинается слушание иска к другому российскому олигарху, ныне живущему в Лондоне, — Тимуру Артемьеву, другу детства Евгения Чичваркина и бывшему совладельцу «Евросети».

Бывшая жена Артемьева Мариника Смирнова рассчитывает через суд получить многомиллионные отступные на содержание себя и годовалой дочери после семилетнего брака.

Согласно сложившейся судебной практике, в Великобритании бывшая супруга с ребенком от совместного брака может рассчитывать на 35—40% от суммарного состояния бывшего мужа. Прежде чем суд сможет установить справедливый объем выплат бывшей семье 37-летнего Тимура Артемьева, в ходе этого судебного разбирательства должны быть открыты его активы, большая часть которых была получена после продажи «Евросети» в 2008 году. По словам 29-летней Смирновой, помимо недвижимости и земли во владении ее бывшего мужа должно находиться $150—200 млн.

Однако, согласно объяснительной записке, предоставленной лондонскому суду, у Тимура Артемьева осталось лишь 38 млн фунтов стерлингов.

Остальные миллионы были якобы отданы Евгению Чичваркину, который, возможно, сам того не желая, стал одним из основных фигурантов дела своего бывшего партнера и товарища по эмиграции. Мариника Смирнова уверяет, что бумаг, объясняющих причины передачи Чичваркину миллионов Артемьева, ее бывший муж предоставить не смог.

Дело рассматривается в отделении Высокого суда по семейным делам и, согласно английскому законодательству, проходит за закрытыми дверями. Разглашение деталей процесса запрещено законом, но к концу судебного разбирательства размеры реального состояния Тимура Артемьева все же должны стать известны. Сам Артемьев отказался комментировать обстоятельства дела, сославшись на то, что разбирательство является конфиденциальным делом истца и ответчика.

Обе стороны не разглашают имена своих адвокатов, однако известно, что дело ведет судья Николас Мостин.

В карьере 54-летнего Мостина «звездные разводы» не новинка. До своего назначения в апреле 2010 года судьей по семейным делам в Высоком суде — высшей точки в юридической карьере — он был одним из ведущих английских юристов по бракоразводным делам. Именно он представлял интересы сэра Пола Маккартни в его бракоразводном процессе 2006—2008 годов с Хизер Миллс. Ставка Николаса Мостина тогда составляла 500 фунтов в час. Разбирательство между Смирновой и Артемьевым может продлиться до конца года, а то и дольше. Впереди еще минимум три запланированных слушания, в ходе которых судье Мостину придется разобраться и в особенностях «развода по-русски».

Три года назад, в разгар скандала вокруг компании «Евросеть», Мариника Смирнова вместе с мужем Тимуром Артемьевым была вынуждена переехать в Лондон. Уже там, по ее словам, муж предложил ей формально развестись, чтобы сохранить деньги и для безопасности семьи. Перед разводом Тимур Артемьев пообещал заключить с Мариникой брак заново в Лондоне.

Официально бракоразводный процесс Артемьева и Смирновой, проходивший без личного участия сторон в Москве, завершился в марте 2010 года.

Смирнова и Артемьев продолжали жить под одной крышей вплоть до августа 2010 года, а в декабре у них родилась дочь. Как отмечает Смирнова, на тот момент она «хотела спокойной беременности» и, поверив в обещания мужа о скором перезаключении брака, не препятствовала разводу. По брачному контракту после развода ей полагалось только имущество, оформленное на ее имя за время семилетнего брака. Этого оказалось недостаточно для проживания в Лондоне с новорожденной дочерью после окончательного разрыва с мужем. Смирнова отметила, что урегулировать финансовые разногласия с бывшим супругом полюбовно у нее также не получилось, и процитировала слова Артемьева: «Мне вообще с вами подписывать бумаги невыгодно. А если подпишу, то вам вообще ничего не положено».

По окончанию слушаний Смирнова рассчитывает получить право на владение лондонской квартирой бывшего мужа, в которой она сейчас живет с дочерью, а также единоразовую выплату в размере 20 млн фунтов стерлингов, покрывающую также и алименты на ее дочь.

Отступные в 20 млн являются далеко не самыми большими для лондонских бракоразводных процессов. К примеру, по результатам бракоразводного процесса с Хизер Миллс Полу Маккартни пришлось выплатить ей 24 млн фунтов, а отступные самого короткого бракоразводного процесса прошлого года составили, по разным оценкам, 165—220 млн фунтов, которые Борис Березовский выплатил бывшей жене Галине Бешаровой, побив тем самым все лондонские судебные рекорды.

Брак с Мариникой Смирновой у Тимура Артемьева третий по счету. Известно, что отступные Артемьева второй жене и общему с ней ребенку также составили многомиллионную сумму. До окончания судебного процесса Смирнова не ищет новых отношений с другими мужчинами. Она воспитывает дочь и учит английский в колледже, а также подумывает о том, чтобы в будущем подтвердить в Великобритании свою российскую квалификацию специалиста по огранке и оценке драгоценных камней. В Россию возвращаться не спешит, вспоминая историю с компанией ее бывшего мужа: «Я бы не хотела иметь проблемы, от которых я не знаю, как потом избавиться». Артемьев, по ее словам, в данное время тоже ни с кем в интимных отношениях не состоит, хотя она отмечает, что «в его частную жизнь не лезет». «Я к своему бывшему мужу отношусь уважительно, он отец моей дочери, очень жаль, что пришли к разводу в суде», — сказала она.

Следующее слушание дела назначено в лондонском суде на четверг, 10 мая.