Вторая по величине авиакомпания Германии airberlin начала выполнять прямые рейсы из Штутгарта в Москву и Санкт-Петербург. Но на этом перевозчик, который уже летает в РФ из Дюссельдорфа, Берлина и Брауншвейга, останавливаться не собирается, заверяет генеральный представитель авиакомпании в России и СНГ Гюнтер Зайбт. В интервью обозревателю журнала EUROMAG Кириллу Комарову Гюнтер Зайбт рассказал о том, из каких еще городов Германии перевозчик намерен в дальнейшем открыть регулярные рейсы, почему airberlin не летает в российские регионы и как в компании относятся к визовому режиму между Россией и ЕС.
– В мае вы открыли новое направление из России – в Штутгарт. Почему именно этот город Германии?
– Не секрет, что многие россияне даже не рассматривают Германию как направление для отдыха. В основном к нам летят либо по делам, либо используют германские аэропорты для пересадки. Но в Германии тоже можно отдыхать. И этим рейсом мы хотим показать это россиянам.
Рядом со Штутгартом, например, находится один из самых красивых регионов Германии – Шварцвальд (Черный лес). Открывая новый рейс в Штутгарт, мы надеемся, что русские пассажиры по достоинству оценят это место, куда приезжают на отдых со всей Европы.
Кроме того, в 80 км от Штутгарта расположен, наверно, самый знаменитый курорт Германии – Баден-Баден, еще со времен Римской империи известный своими термальными источниками (более подробно об этом здесь).
– Если этот рейс позиционируется как туристический, много ли мест вы отдали туроператорам и не повлияет ли это на стоимость билетов?
– Туроператорам мы отдали около 40–45 кресел на рейсе Москва – Штутгарт, остальные места – а их примерно 110 – пущены в свободную продажу, поэтому какой-либо повышенной цены из-за сокращения кресел в продаже нет. Цена, как обычно, в основном зависит от времени покупки билета – чем раньше, тем дешевле.
– airberlin летает из Германии только в Москву и Санкт-Петербург. Если ли в планах компании полеты в другие российские города?
– Планы есть, но, к сожалению, открыть рейс не так просто. Чтобы рейс был экономически выгодным, надо ставить на маршрут как минимум четыре рейса в наделю. Пока, кроме Москвы и Петербурга, в другом городе мы вряд ли сможем загрузить самолеты – такого спроса просто нет.
Более того, например, на А320 из Германии мы сможем долететь максимум до Челябинска – это крайний город. Если мы хотим летать в Новосибирск или Иркутск, придется ставить на рейс А330, а это уже не 150–200, а 300 пассажиров. Где я найду такой турпоток? А летать раз в неделю совершенно бессмысленно: кто будет покупать билет на наш самолет, если возвращаться ему придется другой авиакомпанией?
Поэтому мы заключили соглашение с российской авиакомпанией S7 Airlines, которая «развозит» пассажиров по России или привозит их в Москву и Санкт-Петербург, откуда они уже летят нашими самолетами в Европу и дальше.
– А новые маршруты из России в Германию будете открывать?
– Безусловно. В настоящее время из Москвы и Санкт-Петербурга мы летаем в Берлин и Дюссельдорф. Кстати, этим летом мы ставим второй рейс между Дюссельдорфом и Москвой, а также второй рейс между Берлином и Санкт-Петербургом. Начиная с марта мы также начали выполнять рейсы между Брауншвейгом и Москвой.
Что касается новых маршрутов, то нам интересны такие прямые направления из России, как Мюнхен или Франкфурт. Но пока это только в планах.
– Кстати, насчет рейса Брауншвейг – Москва. Почему из этого города в российскую столицу вы прилетаете во Внуково, хотя airberlin всегда летала в Домодедово? Вам стало там тесно?
– Рейс Брауншвейг – Москва – особенный: его заказчиком выступила компания Volkswagen, сотрудники которой летают в Россию на завод, который расположен в Калужской области. В этом случае аэропорт Внуково более удобен для них, чем Домодедово. Кстати, примерно 70% кресел на этом рейсе отдаются VW и только 30% мест мы продаем.
– Теперь вам осталось начать полеты в Шереметьево, и airberlin охватит все московские аэропорты…
– Честно скажу, мы этого не исключаем… Но пока рано говорить. Кстати, согласно статистике, рост пассажиропотока у «Аэрофлота» на рейсах в Берлин в прошлом году был больше, чем у нас. Если я вижу, что кто-то растет больше, чем мы, значит надо как-то менять работу.
– А вам не тесно в Домодедове? Не думаете сменить аэропорт базирования в Москве на Шереметьево – там в последнее время новые терминалы построили…
– Нет, о смене аэропорта не думаем. Несмотря на то что в Шереметьеве построили новые терминалы, единой структуры управления аэропортом нет. В Домодедове, если меня что-то не утраивает, я точно знаю, к кому идти жаловаться, а в Шереметьеве одна компания отвечает за это, другая за то… И концов не найти.
– Вы летали самолетами «Аэрофлота»?
– Конечно. Я стараюсь летать разными авиакомпаниями, чтобы сравнить качество сервиса. И надо сказать, «Аэрофлот» становится все лучше и лучше. Они действительно работают над предоставляемым сервисом на борту.
– Как вы относитесь к возможной отмене виз между Россией и Евросоюзом и вообще верите ли вы, что это произойдет?
– Я сторонник отмены визового режима. Я совершенно не понимаю, как мы могли отменить визы болгарам или румынам, но оставить их для русских, наших самых основных экономических партнеров.
Что касается второй части вопроса, то я верю в то, что русские и немцы смогут летать друг к другу без виз. И, кстати, на встречах с нашими политиками мы тоже поднимаем этот вопрос – визовые барьеры необходимо отменять.
– А не приведет ли отмена виз и, как следствие, рост пассажиропотока к тому, что дешевые билеты вообще исчезнут из продажи? Ведь если у авиакомпании очередь стоит за билетами по 200 евро, то зачем их продавать по 100?
– В 2008 году пассажиропоток между Россией и Германией был около 2,4 млн человек, в 2009 году, год кризиса, он сократился на 200 тысяч, а в прошлом году снова вырос до 2,4 млн пассажиров. То есть мы видим, что рост есть и при наличии виз. При их отсутствии я лично ожидаю рост пассажиропотока еще на 30, а то и 40%.
Но дешевые билеты не канут в Лету. В соглашении по авиаперевозкам, которое подписано между Россией и Германией, нет пункта о том, что авиакомпания должна согласовывать с властями увеличение частоты полетов по тем маршрутам, на которых она летает. Поэтому, если мы увидим сильный рост пассажиропотока, мы поставим на маршрут больше самолетов или более крупные лайнеры.