Обозначение "made in Germany" было изобретено в XIX веке англичанами для маркировки некачественных товаров. Под "некачественными товарами" подразумевалась немецкая продукция, доставлявшая в ту пору добропорядочным английским производителям немало расстройств. Немцы беспардонно воровали идеи, выпускали подделки и копировали сертификаты качества. Чтобы защитить потребителей от фальшивок и отбить охоту покупать дешевое вместо качественного, на немецкие товары ставилось позорное клеймо "made in Germany".
Ну кто бы мог тогда подумать, что очаровательный и галантный делец из Германии, столь заинтересованный в особенностях британской сталелитейной продукции, может оказаться шпионом! Мистер Шруп – так называли британцы Альфреда Круппа (Alfred Krupp), приехавшего перенимать производственный опыт. И он был такой не один: в позапрошлом столетии многие немецкие предприятия засылали своих "казачков" в "научные командировки", чтобы посмотреть на хваленые британские стандарты производства и поучиться у признанных мастеров. В результате появлялись низкокачественные аналоги товаров, выбрасываемые на рынок по демпинговым ценам. Яркий пример тому – дешевые "фейки" уважаемого производителя режущих инструментов Шеффилда в исполнении пройдохи из немецкого Золингена.
Этому нужно было положить конец. 23 августа 1887 года в Великобритании вступил в силу закон о торговых марках. Он обязывал всех иностранных производителей, торгующих на территории Соединенного Королевства, указывать на своих товарах страну изготовления.
"Дешево и плохо" – такой вывод сделал об отечественных товарах немецкий профессор машиностроения Франц Рёло (Franz Reuleaux), побывавший на международной выставке в Филадельфии в 1876 году, в которой принимали участие фирмы из Германии. "Cheap and bad" – отозвалось эхом во всем мире. И у немцев проснулась гордость. Страна, завоевавшая дурную славу "империи барахла", начала яростную борьбу за качество своих товаров. Немцы решили доказать всему миру, что могут выпускать отличные товары. И это им удалось буквально за десять лет.
И очень скоро британцы, сами того не замечая, начали использовать в быту массу товаров с лейблом "made in Germany": от карандашей до фортепьяно. Эти вещи были в разы дешевле британских, а качество их улучшалось год от года. Так, в период с 1883 по 1893 год оборот немецких товаров в Соединенном Королевстве увеличился на 30 процентов, а многочисленные немецкие предприятия стали открывать в Лондоне свои представительства.
Прошло столетие, и в текущем 2012 году Еврокомиссия выступила с предложением защитить доброе имя немецких производителей и изменить маркировку. Рассматривались разные варианты, например, писать "made by" вместо "made in". Но Немецкое общество качества (DGQ), тщательно взвесив все "за" и "против", от нововведения отказалось. Эксперты DGQ пришли к выводу, что на сегодняшний день "made in Germany" – это не просто всемирно известный знак качества, но и залог доверия покупателя. Поэтому главное, держать марку и былое не вспоминать.