Школьный ландшафт Германии, несмотря на попытки реформ, сегодня остается весьма неоднородным. По закону школьная жизнь находится под надзором государства, на деле ею управляют министерства образования федеральных земель. В каждой из них детей учат, опираясь на свой собственный Закон об образовании. Необходимость подвести принципы школьной системы под общий знаменатель сегодня признают как простые граждане, так и политики.
Различия начинаются уже с того, что за учебники в каждой земле школяры садятся в разное время. Так, в начале августа первыми в стране учебный год нынешним летом начали школьники Гамбурга, Бранденбурга, Берлина и Шлезвиг-Гольштейна. Через две недели собрали портфели в Гессене, Рейнланд-Пфальце и Сааре. Родители Северного Рейна и Саксонии проводили своих чад в школу в конце августа. А у юных баварцев новый учебный год начинается только 12 сентября. Главный резон того, что графики каникул не совпадают – экономический. Ведь большинство немцев предпочитают отдыхать вдали от дома. И если все чадолюбивые бюргеры одновременно уйдут в отпуск и снимутся с мест во время летних каникул, то такой массовый отдых непременно отразится на экономике страны. Еще одно объяснение разницы школьных графиков кроется в религиозных календарях. Так, например, в католической земле Саар, где церковным праздникам традиционно придают большое значение, пасхальные каникулы в этом году длились целых пять дней, а гамбургским детям правительство дало лишь один выходной.
Поскольку каждая школа подчиняется правительству своей земли, то ипрограммы, правила и даже длительность обучения в разных регионах различаются. За партой в Германии, согласно закону об обязательном школьном образовании, можно сидеть от шести до девятнадцати лет. И в зависимости от выбранной модели образования обучение длится от 10 до 13 лет. В Германии действует принцип: чем способнее ребенок, тем больше у него возможностей получить качественное образование.
Школьная система делится на начальную и среднюю ступени. В начальной школе (Grundschule) дети учатся первые четыре года. Исключения составляют Берлин и Бранденбург, где базовые знания по математике, немецкому и английскому языкам, краеведению, музыке ирелигии дают в течение шести лет. После начальной школы немецкие школьники и их родители могут выбирать между гимназией (Gymnasium), реальной школой (Realschule) и школой общеобразовательной (Hauptschule).
Самые светлые головы отправляются в гимназии, аттестаты которых служат пропуском во все ВУЗы страны без экзаменов. Гимназисты в основном налегают на гуманитарные дисциплины: в их расписании, история, музыка, искусство, немецкий, английский и второй иностранный языки, а также математика, химия, биология, физика, география и спорт. Последние два года обучения нацелены на выбор будущей профессии: наряду с общеобразовательными предметами подростки выбирают несколько специализированных дисциплин по душе. Выпускникам гимназий вручается заветный аттестат зрелости Abitur для поступления в университет.
Реальная школа, где с пятого по десятый класс учатся около 40 процентов всех школьников, ориентирована на выбор будущей профессии. Эта школа тоже обладает достаточно высоким статусом и дает профессиональное образование в сферах обслуживания, торговли и госслужбы. Основное внимание здесь уделяют профильным предметам, и по окончании выдается аттестат (Fachoberschulreife), позволяющий поступить в техникум или профессиональное училище. А наиболее способным выпускникам реальной школы не заказан путь в 11-й и 12-й гимназические классы, а затем и в университеты.
Те, кто не хватает звезд с неба за партой, продолжают свой школьный путь в общеобразовательной школе до 10 класса. Таковых около четверти среди немецких детей. Как и в реальной школе, детей здесь готовят к профессиональной жизни и дают основополагающее базовое образование. После окончания общеобразовательной школы ученики обычно поступают в профессиональные училища.
Своеобразным гибридом трех перечисленных вариантов считаетсяобъединенная школа (Gesamtschule). Курс обучения рассчитан на 6 лет, с 5 по 10 класс, но в школах некоторых земель есть и старшие классы (с 11 по 13), организованные по принципу старших классов гимназий, однако в отличие от гимназии сюда поступают дети и без рекомендаций из начальной школы. Успешно закончившим старшие классы объединенной школы выдается аттестат зрелости (Hochschulreife), открывающий дорогу для поступления в университет.
Однако получить Abitur можно не только в казенных, но и вчастных школах, каковых в Германии сегодня более пяти тысяч, около трех тысяч из которых – общеобразовательные. За счет родителей немецких отпрысков обучают еще и в приватных интернатах, католических и лютеранских школах, а также школах Монтессори и Вальдорфских школах. За последние два десятилетия число учеников в частных общеобразовательных учреждениях выросло более чем в два раза. Родители называют два основных мотива, заставляющих их раскошелиться: желание, чтобы отпрыск рос в лучшем социальном окружении, а также имел условия для личностного развития. Ведь классы в таких школах небольшие, выбор дисциплин шире и к тому же заинтересованность учителей гораздо выше. А вот мотивации учеников отнюдь не способствует тот факт, что в частных школах до старших классах не ставят оценок и, соответственно, не оставляют на второй год.
Впрочем, в немецком обществе не устают критиковать и государственную школьную систему, а также экспериментировать над ней. И хотя политики федерального уровня давно ратуют за единые образовательные стандарты, местные власти продолжают ставить опыты. Так, например, предыдущее правительство Шлезвига-Гольштейна по инициативе либеральной партии предоставило гимназиям право самим определяться в пользу восьми- или девятилетнего варианта обучения, в результате 19 школ в прошлом году перешли на девятилетнюю модель. Однако недавно пришедшая к власти правительственная коалиция выразила желание вернуться к прежнему варианту, что вызвало волну родительского гнева. В итоге ученики 19 гимназий будут учиться девять лет, а остальные их ровесники на год больше. А правительство земли Баден-Вюртемберг, наоборот, с нового учебного года предложило гимназистам учиться на год дольше.
Ломают копья и по поводу введения так называемой единой школьной системы (Gemeinschaftsschule), предусматривающей, что школьники с первого по десятый класс будут учиться в одних стенах. Сторонники этой идеи сетуют на то, что гимназические двери зачастую открываются лишь детям состоятельных родителей и четырех лет недостаточно, чтобы выносить приговор о способностях ребенка. А к тому же, по их мнению, такая система поможет преодолеть национальные и социальные барьеры. Среди пионеров-реформаторов Баден-Вюртемберг, где в сентябре на новую модель перейдут 42 школы. Однако даже поборники реформы признают, что в концепции единой школы много неясностей. Например, еще не решено, будут ли оставлять на второй год аутсайдеров.