На проблему браков, заключённых без какого-либо учёта мнения невесты, немецкие правозащитные организации обратили внимание ещё в прошлом году: сотни молодых женщин по всей Германии ежегодно выдаются замуж в результате договора между семьями.
Мусульманские традиции сохраняются даже в общинах, основную часть которых составляет второе или третье поколение мигрантов – прочная религиозная и культурная идентичность этой категории немецких граждан отнюдь не способствует интеграции в европейское общество.
С тех пор проблемная ситуация не только не нашла своего разрешения, но, напротив, усугубилась на фоне сотен тысяч мигрантов, прибывших в Европу – в сентябре 2016 года министерство внутренних дел ФРГ опубликовало отчёт, согласно которому на территории страны выявлено 1475 несовершеннолетних, состоящих в браке, 361 из которых – младше 14 лет.
Подавляющее большинство, разумеется, девочки. Высказываются также предположения о том, что реальные цифры значительно больше – далеко не все такие браки заключаются официально, часто хватает и традиционной религиозной церемонии.
Стоит отметить, что количество заключаемых браков такого рода (как правило, несовершеннолетняя девочка выдаётся замуж за совершеннолетнего мужчину, часто – значительно старше её) повысилось в связи с кризисом на Ближнем Востоке.
Распространена ситуация, когда семья находит мужа для малолетней дочери прямо в лагере для беженцев. Цели, преследуемые родителями юных жён, носят в основном прагматический характер – отданная в распоряжение мужа, девочка более не является обузой для семейного бюджета. Такие соображения продиктованы не только устоявшимся в магометанстве отношением к женщине, но и бедственным финансовым положением мигрантов, неспособных прокормить многодетные семьи.
По немецким законам, действующим на данный момент, вступление в официальный брак разрешено с 18 лет. В исключительных случаях, с согласия родителей, допускается брак совершеннолетнего с несовершеннолетним, достигшим 16 полных лет.
До недавнего времени, однако, все браки прибывающих на территорию государства беженцев регистрировались и заносились в базу – новый закон это изменит. В случае его принятия браки с участием несовершеннолетних будут аннулироваться вне зависимости от места их заключения, а духовные лица, связывающие узами брака тех, кто ещё не достиг нужного возраста – подвергаться солидному штрафу.
Запрет, разумеется, коснётся всех конфессий – однако ни католическая, ни евангельская церкви Германии ранее не были замечены в венчании несовершеннолетних, так что на них новый запрет повлияет на вряд ли.
Становясь жёнами в таком возрасте, юные мусульманки лишаются возможности посещать школу и нормально контактировать со сверстниками, что очевидным образом сказывается на возможности интеграции их в немецкое общество. Девочки оказываются оторваны не только от общества, но и от своих семей, полностью переходя во власть мужей.
Пока неясно, изменят ли ситуацию новые юридические нормы – получится ли у немцев дать детям-беженцам возможность быть детьми. Но, безусловно, видно, что эта и другие законодательные инициативы – следствие стремления германских органов власти привести последствия миграционного кризиса в полностью правовое русло.
О последствиях этого кризиса мы можем говорить на фоне явного снижения иммиграционной активности: за прошедшие 9 месяцев 2016 года на территорию ФРГ прибыло примерно 213 000 беженцев. Для сравнения, за тот же период в прошлом году в страну въехало более 577 000 мигрантов.
Количество же прошений о предоставлении убежища, относительно которых было принято то или иное решение, выросло по сравнению с предыдущим годом на 165%, что, по словам министра внутренних дел Томаса де Мезьера, обозначает явное изменение глобальной тенденции в положительную сторону.