Действительно ли возможно возвращение смертной казни?
Ответ на данный вопрос я попытаюсь найти с точки зрения национального и международного права, а также вероятности того, насколько это возможно осуществить политически.
Прежде всего, проанализируем вопрос через призму правовой системы.
Путем внесения поправок в 38-ю статью Конституции Турецкой республики от 7-го мая 2004 года было принято решение «отменить смертную казнь и общую конфискацию имущества». Согласно поправке, внесенной в 90-ю статью от того же числа, в нашу конституцию была включена норма: «В случае возникновения противоречий между нормами, регулирующими основные права и свободы в национальном и международном законодательстве, за основу принимаются и действуют нормы международного законодательства».
В первую очередь, для возвращения такой меры наказания, как смертная казнь, необходима отмена двух этих поправок, поскольку 38-я статья открыто запрещает смертную казнь. Согласно 90-й статье, эту меру наказания при любых случаях запрещают международные соглашения, подписанные и ратифицированные Турцией, связанные с основными правами и свободами.
Следовательно, с точки зрения национального законодательства без внесения изменений в Конституцию возвращение смертной казни невозможно.
Рассмотрим вопрос в зеркале международного права.
Совет Европы
Как обстоят дела с дополнительными протоколами к Конвенции о защите прав человека Европы, к которой также присоединилась Турция? Существует два протокола, непосредственно связанных с данной конвенцией.
Один из них – Протокол N 6 от 28-го апреля 1983 года, закрепляющий отмену смертной казни. Данный протокол вводит запрет на смертную казнь, за исключением условий войны или неизбежной угрозы войны, соответствующие нормы государство может предусмотреть в своем законодательстве.
Из 47 стран Совета Европы только Россия не ратифицировала данный протокол.
При этом 1-го июля 2003 года Турция ратифицировала протокол законодательным актом N 4913 и сделала его частью национального права. Иными словами, этот протокол обязателен для исполнения в Турции.
Совет Европы продолжил работу в направлении неприменения смертной казни ни при каких обстоятельствах и отмены наказания в виде лишения жизни в военное время и при угрозе войны, и 3-го мая 2002 года в Вильнюсе принял Протокол N 13, предусматривающий абсолютную отмену смертной казни.
6-го октября 2005 года Турция приняла Закон «О ратификации дополнительного Протокола N 13 к Конвенции о защите прав человека Европы «Об отмене смертной казни». Таким образом, данный протокол также стал нормой международного права, обязательной для исполнения в Турции.
В этом случае действует принцип, зафиксированный в вышеупомянутой статье 90 Конституции Турецкой республики. Иными словами, если Турция примет закон о смертной казни, который будет противоречить данному Протоколу, то, пока не будет отменена статья 90, законодательная регуляция, которую будет осуществлять Турция, не будет являться действительной.
Наряду с отменой смертной казни Протокол N 13 также запрещает внесения в данный протокол исключений и запрещает отступления от него. Из 47 стран Совета Европы только Россия не подписала данный протокол, а Армения и Польша, подписав, не ратифицировали его.
Может ли Турция, несмотря на все эти нормы, изменив Конституцию, вернуть смертную казнь?
С юридической точки зрения это возможно, но с политической – такой шаг предполагает серьезные проблемы с Советом Европы. В этой связи вряд ли руководство Турции приняло бы подобное решение. В таком случае Совет Европы может применить механизм различных санкций, включая приостановление членства в организации.
Вместе с тем, необходимо отметить, что Турцией также ратифицирован Протокол N 2, не имеющий обязательной силы, принятый в 1989 году и относящийся к Международному пакту ООН о гражданских и политических правах. Протокол запрещает смертный приговор, за исключением случаев войны и неизбежной угрозы войны.
Европейский союз
В течение длительного времени ЕС осуществляет деятельность по абсолютной отмене смертной казни. Как результат - статья 2 Хартии Европейского союза по правам человека, которая включена в Лиссабонский договор ЕС, открыто запрещает смертную казнь.
«Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен».
После введения этой нормы невозможно обсуждать смертный приговор с точки зрения ЕС, поскольку эта норма является неотъемлемой частью правовой системы ЕС. В документах, подписанных Турцией, имеют место соответствующие регуляции по вопросу основных прав и свобод.
Четвертый пункт «Документа о партнерстве на время процесса вхождения», предусматривающего рамки переговорного процесса между Турцией и ЕС, наряду с определением политических критериев переговоров о вступлении Турции в организацию, содержит следующее утверждение: «Союз и Турция будут продолжать интенсивный политический диалог. С целью обеспечения полного и эффективного исполнения установленной процедуры в ключевых областях следование ей продолжится с точки зрения необратимости данной процедуры и абсолютного уважения основных прав и свобод».
Иными словами, вслед за исполнением закрепленных политических критериев основным принципом является «необратимость» данных критериев, что также идет вразрез с идеей о возвращении смертной казни.
Тем не менее, в пятом параграфе «Документа о партнерстве на время процесса вхождения» и Манифесте по итогам саммита в Брюсселе, состоявшегося 16–17 декабря 2004 года, закреплен вопрос о процедуре приостановления переговорного процесса.
«В случае серьезных и повторяющихся нарушений со стороны страны-кандидата принципов свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и главенства закона, образующих основу Союза, по инициативе Еврокомиссии или по требованию одной трети стран-членов ЕС выдвигаются рекомендации о приостановлении переговорного процесса и предлагаются условия, выполнение которых необходимо для начала повторных переговоров. В случае таких рекомендаций Совет, выслушав страну-кандидата, квалифицированным большинством голосов принимает решение о приостановлении или продолжении переговорного процесса и определяет условия для возобновления переговоров в случае их приостановления. На межправительственной конференции государства-члены действуют в направлении исполнения решения Совета без причинения вреда правилу консенсуса».
Вывод
Если Турция вернет смертную казнь, то хромающие отношения с ЕС будут приостановлены официально, поскольку для ЕС возвращение смертной казни будет означать «серьезные и повторяющиеся» нарушения прав человека.
У многих может возникнуть вопрос: «Если отношения с ЕС, которые и так практически зашли в тупик, будут приостановлены, ухудшится ли текущая ситуация?»
Если прекратятся отношения с ЕС, это приведет не только к политическим, но и к серьезным экономическим последствиям. После повышения нашего кредитного рейтинга международным рейтинговым агентством, ожидая стремительный рост притока иностранного капитала, Турция с приостановлением переговоров о вступлении в ЕС неизбежно потеряет все эти достижения.
С другой стороны, все политические кризисы, которые в случае возвращения смертной казни произойдут в отношениях с Советом Европы и Европейским Союзом, еще более отдалят и изолируют Турцию от Запада. Если все мосты будут разрушены, тогда зачем все правительства Турции, включая нынешнее, долгие годы прилагали немалые усилия для вступления в ЕС?
На мой взгляд, существует две причины, которые заставили премьер-министра Эрдогана обсуждать вопрос о смертной казни. Во-первых, Эрдоган стремится создать новую повестку дня в осложняющихся внутриполитических условиях и направить нарастающие в общественном мнении реакции в определенное русло. Во-вторых, премьер-министр желает призвать европейское сообщество к дискуссиям о постоянно экзаменуемой системе справедливости ООН вследствие наличия смертной казни в таких государствах, как США и Китай (постоянные члены ООН), и нератификации части европейских законодательных актов Россией.
Кроме того, необходимо добавить следующее. Закон обратной силы не имеет. В силу этого универсального принципа уголовного права, казнь Абдуллы Оджалана, лидера РПК, не возможна. Иными словами, «бросаемый камень не стоит испуганной лягушки».
Автор Мехмет Озджан – профессор, директор Анкарского стратегического института