В воскресенье в странах Евросоюза завершились выборы в Европарламент, которые стартовали 22 мая. За эти четыре дня 400 млн избирателей из 28 стран Европы выбирали депутатов на ближайшие пять лет.
Окончательные данные еще будут корректироваться и уточняться, но по предварительным результатам лидирующую позицию занимает «Европейская народная партия», которая объединяет право-либеральные и христианско-демократические движения Европы. Партия получила 212 мест из 751.
На втором месте по количеству мандатов социалисты и их «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» – 185 мест.
Далее следует «Альянс либералов и демократов за Европу» - 71 место, «Зеленые/Европейский свободный альянс» - 55, леворадикалы из партии «Европейские объединенные левые - Лево-зеленые Севера» - 45, независимые депутаты - 40, «Европейские консерваторы и реформисты», выступающие против федерализации ЕС, - 40, фракция «Европа за свободу и демократию» - 36 и прочие – 67, сообщает ИТАР-ТАСС.
Явка на выборах составила 43,09%, и, несмотря на то, что это все еще низкие показатели, по сравнению с 2009 годом явка увеличилась.
Как и ожидалось, эти выборы стали знаковыми из-за успеха евроскептиков или даже еврофобов, которые выступают за выход из ЕС.
Так, примером триумфа евроскептиков можно считать победу Марин ле Пен и ее «Национального фронта» во Франции: они получили большинство голосов французов и 22 мандата из французских 74. Теперь у Марин ле Пен есть возможность создать и возглавить самую правую фракцию Европарламента, но для этого необходимо собрать единомышленников из других шести стран Евросоюза, сообщает РИА Новости.
«Партия независимости Соединенного Королевства» (UKIP), которая выступает за выход Великобритании из ЕС, набрала большинство голосов, опередив консерваторов и лейбористов.
В Германии лидирует партия Ангелы Меркель ХДС/ХСС, которая получает около 36% голосов, но новая партия евроскептиков – «Альтернатива для Германии» - также проходит в Европарламент с 6,5% голосов избирателей.
При этом ожидается, что успех правых мало скажется на общей политике Евросоюза, однако повлияет на политику на национальном уровне. «Реальный эффект этих выборов на фоне евроскептических игр во многих странах будет в меньшей степени заметен в Брюсселе и в большей степени — в странах-членах. Эти результаты значительно приблизят тот день, когда будут организованы референдумы о членстве в ЕС и еврозоне», — заявил один из лидеров «Европы за свободу и демократию», глава Партии независимости Великобритании (UKIP) Найджел Фарадж, комментируя результаты голосования.
После объявления предварительных данных уже начались обсуждения председательства в ЕС (хотя полномочия нынешнего главы истекают только в октябре). Жан-Клод Юнкер («Европейская народная партия») в ночь на понедельник написал в своем Twitter, что его партия — победитель выборов, а потому на пост председателя Еврокомиссии должен быть назначен он.
Мартин Шульц («Прогрессивный альянс социалистов и демократов»), конечно, не согласился и отметил, что предпочитает дождаться окончательных результатов и переговоров глав фракций, которые намечены на вторник. Ги Верхофстадт («Альянс либералов и демократов за Европу»), в свою очередь, неоднократно заявлял, что может стать альтернативным кандидатом на пост главы ЕК при договоренности с правоцентристами и социалистами.