На состоявшейся в «РИА Новости» конференции «Задержка авиарейсов. Что делать «заложникам» ситуации?» первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович и заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский разъяснили, на какие компенсации могут рассчитывать пострадавшие от вулкана туристы.
«В более выгодном положении оказались те, кто имеет билеты на регулярные рейсы. Они получат деньги обратно», - сообщил замглавы Ростуризма Евгений Писаревский. Как сообщается в распространенном РСТ пресс-релизе, для подобных случаев в законодательстве РФ установлено понятие «вынужденный возврат». О нем можно прочитать в Федеральных авиационных правилах «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 08.10.2008 N 165) и в Воздушном кодексе РФ, статья 108. Согласно данному понятию, российские авиакомпании в случае отмены рейса должны возвращать деньги или предлагать перебронирование.
Что касается технологии возврата денег за билеты, оплаченных он-лайн банковской картой, то, как сообщает руководитель Департамента развития Интернет-технологий в авиаиндустрии и туризме компании ChronoPay Светлана Половцева, порядок действий должен быть следующий. Нужно обратиться в ту авиакомпанию, где был куплен билет, с просьбой сделать возврат денежных средств в связи с отменой рейса. В том случае, если компания отказывается вернуть деньги за отмененный полет, клиент может обратиться в свой банк, выпустивший карту, и оформить заявление на возврат средств, в связи с тем, что услуга не была оказана. Через некоторое время деньги должны быть возвращены на карту.
«В случае с туристами, которые должны были лететь чартером, они получат только деньги, оставшиеся после вычетов всех расходов, которые уже успела понести турфирма» - заметил Евгений Писаревский. При этом представители турбизнеса отмечают, что суммы могут быть минимальны. «Что должен получить российский турист в таких случаях - нигде не прописано. Сейчас правила таковы, что турфирма должна доказать в суде обоснованность понесенных убытков. Поэтому сумма возмещения для туристов в каждом случае индивидуальна - она может колебаться от 0 до 100% от стоимости тура» - отметил замглавы Ростуризма.
Хуже всего в условиях спровоцированного вулканом туристического кризиса повели себя отдельные хотельеры Израиля и Германии. Они выставили туроператорам стопроцентные штрафы за неприехавших туристов. Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович пообещал создать базу гостиниц, которые решили воспользоваться бедственным положением клиентов и туроператоров, чтобы заработать дополнительные деньги. Предположительно, они будут объявлены нежелательными для посещения российскими туристами.
Помощь туристам в получении компенсации за сорванный отпуск пообещал и глава Роспотребнадзора Г. Онищенко. В договорах с турфирмами, по мнению Онищенко, плохо прописаны обязательства обеих сторон, поэтому полную компенсацию получить не удастся никому. Но Роспотребнадзор готов оказать путешественникам помощь для получения выплат.
Избежать в будущем подобных ситуаций и миллиардных убытков помогло бы обязательное страхование туристов, в том числе и от чрезвычайных ситуаций, считают представители турбизнеса. По словам Е.Писаревского, в Германии немецких туристов «страхуют от всего». «Практика судов в Германии показывает, что в законе есть четкое толкование конкретных процентов за конкретные дополнительные расходы турфирм. Например, за досрочное прекращение поездки во время тура, в чрезвычайных ситуациях они делятся в пропорции 50 на 50», - говорит он.