Получивший всемирную известность за последние полгода коллекционер Корнелиус Гурлитт отстоял свое право на шедевры, полученные им от отца. По решению суда, Гурлитту вернут 1280 предметов искусства, конфискованных два года назад из его квартиры в Мюнхене.
По данным следствия, отец Гурлитта покупал и продавал предметы искусства, когда у власти находились нацисты. Некоторые из работ были отобраны у евреев.
Однако, адвокаты коллекционера доказали, что прокуратура не имеет права на конфискацию имущества по целому ряду законов современной Германии.
Они также признают, что его право собственности на незначительную часть предметов искусства может быть оспорено. Тем не менее, большая часть работ, по их словам, является безусловной собственностью Гурлитта.
Сам коллекционер никаких комментариев пока не давал, так как восстанавливается после операции на сердце, сообщает BBC News.
По решению суда, полотна будут находиться на охраняемом складе в Баварии, до тех пор пока не будут разрешены все связанные с ними споры. Однако последнее решение подразумевает, что картины являются собственностью коллекционера.
Часть картин хранилась в доме Гурлитта в Австрии, и на них немецкое судебное решение не распространяется.
Отмечается, что одним из ключевых эпизодов стало решение коллекционера сотрудничать с властями, чтобы выяснить, какие из картин были похищены нацистами, и вернуть их настоящим владельцам.
Прокурор Аугсбурга Маттиас Николай сообщил, что статус «конфискованного имущества» с картин снят после того, как были рассмотрены все правовые аспекты дела.
«В момент конфискации правоохранители были уверены, что поступают правильно», - добавил он.
Адвокаты отмечают, что полотен, конфискованных нацистами у евреев не больше 3%. Заявить о своем праве на картины бывшие владельцы или их наследники могут в течение года.
По данным защиты, происхождение около 300 работ не вызывает сомнений, поскольку они были приобретены отцом Гурлитта еще до прихода к власти нацистов. Что же касается остальных, то пока что нашлись претенденты лишь на шесть картин. Личности претендентов проверяются, так как, например, на одну картину Матисса поступили две заявки.
Также адвокаты сообщили, что не станут подавать жалобу на незаконные действия прокуратуры при конфискации имущества Гурлитта.
Еврейские организации, в свою очередь, возмутились подобным решением властей. Они изначально были недовольны тем, что власти Германии сделали процесс возвращения предметов искусства законным владельцам чрезвычайно сложным.
Однако прокуратура пояснила, что сложность процесса обусловлена трудностями, связанными с проверкой личности претендентов.