Известно, что певец давно не ездит на гастроли, и концерты в Вероне — даже для итальянцев единственная возможность увидеть кумира, не говоря уже о преданно любящих его жителей постсоветского пространства, для которых он был и остается воплощением брутального секс-символа горячих кровей. Билеты давно распроданы. Их стартовая цена была символической и "народной" — 1 евро. Сейчас их можно купить у спекулянтов за 2500 (максимальная цена — 8000 евро за место), и если наш рядовой соотечественник и мог заполучить вожделенную проходку, то только выиграв ее в эфире "Ретро FM". Борис Барабанов, собирающийся посетить историческое шоу, рассказывает о том, чем славен 74-летний "парень с улицы Глюк".
Челентано и рок-н-ролл
Имя Адриано Челентано ассоциируется прежде всего с итальянской эстрадой, но его музыкальными учителями были американские исполнители рок-н-ролла и на сцену он впервые вышел в составе рок-группы. Она называлась Rock Boys, и с ней Челентано выиграл Первый итальянский фестиваль рок-н-ролла в 1957 году. Именно в качестве певца-рок-н-ролльщика, олицетворяющего передний край моды, он появился в эпизоде "Сладкой жизни" Федерико Феллини. До нынешней поры американские рок-н-роллы из репертуара Элвиса Пресли, Билла Хейли и других классиков остаются постоянной величиной в репертуаре Челентано. Говорят, что в последние годы, когда его выступления на публике стали большой редкостью, если Челентано и можно было где-то услышать, то по большей части в деревенских кабачках в пригородах Милана, поющим рок-н-ролл. В остальное время он предается другому своему хобби — ремонтирует часы.
Челентано и Сан-Ремо
Челентано и композиторы Адриано Челентано далеко не сразу получил признание на главном итальянском песенном смотре. Первое появление, с легендарной песней "Ventiquattromila baci" ("24 тысячи поцелуев"), вошедшей позднее в репертуар Муслима Магомаева и Майка Паттона, датируется 1961 годом. Жюри присудило Челентано второй приз, наказав его за странную манеру петь спиной к зрителям. В 1966 году Челентано вернулся в Сан-Ремо с песней "Il ragazzo della via Gluck" ("Парень с улицы Глюк"). Песня не получила призов, но стала международным хитом, а сам Адриано Челентано пел ее в дуэтах с Эросом Рамаццотти и Сезарией Эворой. Взять главный приз в Сан-Ремо Челентано смог только в 1970 году с песней "Chi non lavora non fa l'amore", которую исполнил в дуэте с супругой Клаудией Мори. В следующий раз Адриано Челентано появился на фестивале в Сан-Ремо уже только в 2012 году, и это появление стало историческом не только потому, что перерыв оказался огромным. Новые песни сопровождались феерическими пиротехническими эффектами, постановочными этюдами с участием других актеров и пространными монологами героя на грани stand-up comedy. Шоу Челентано было объявлено властями "терактом в прямом эфире" и обеспечило трансляции беспрецедентно высокий рейтинг.
Челентано и институт семьи Если судить о популярности песен Адриано Челнтано по репертуару советских дискотек и эфиру российского ретрорадио, то самым продуктивным в его жизни был период сотрудничества с Тото Кутуньо. На деле с Тото Кутуньо Челентано записал всего два альбома — "Soli" (1979) и "Un po' artista un po' no" (1980) — и даже в них далеко не все песни принадлежали перу молодого Кутуньо, который к тому времени уже успел прославиться в качестве хитмейкера Джо Дассена. Челентано и Кутуньо создали вместе всего 13 песен. А песня "Azurro", считающаяся неофициальным гимном Италии, а также главной футбольной песней страны, родилась в результате недолгого сотрудничества Челентано с Паоло Конте. Главным автором хитов Челентано был все же он сам, достаточно сказать, что суперхит "Il ragazzo della via Gluck" написал он. Верным соратником артиста на протяжении нескольких десятилетий был его соавтор и продюсер Мики Дель Прете. Хиты же, записанные Челентано в последние 15 лет,— результат его сотрудничества с дуэтом Джанни Белла — Могол. Поговаривают, что авторов для последнего альбома, "Facciamo finta che sia vero" (2011), отбирала его супруга Клаудиа Мори. В результате в их списке оказались Ману Чао, Джованотти, призер "Евровидения" Рафаэль Гуалацци, а также локальные итальянские знаменитости Франко Баттиато и Джулиано Санджорджи.
Несмотря на образ сурового мачо и женоненавистника, бытующий в первую очередь благодаря любимому в СССР фильму "Укрощение строптивого", Адриано Челентано — стопроцентный подкаблучник. Его супруга Клаудиа Мори ведет все дела "Клана Челентано". Идеи бродвейского мюзикла по биографии певца и его анимационного байопика тоже вроде бы принадлежат ей. Достучаться до "самого", минуя кордон в лице жены, практически невозможно. В следующем году Челентано и Мори отметят 50-летие со дня своего знакомства, которое произошло на съемках фильма Лучо Фульчи "Какой-то странный парень". Для госпожи Мори это была вторая роль в жизни после "Рокко и его братьев" Висконти. В 2014 году пара сыграет золотую свадьбу. Ни он, ни она никогда не состояли в других браках. У них трое детей — Розита, Розалинда и Джакомо. Все члены клана снялись в фильме Челентано "Юппи-ду" и все попробовали свои силы в музыке, но с главой семейства по части популярности может сравниться только Клаудиа Мори, женщина не столь одаренная вокально, зато наделенная неувядающей красотой. Супруги неоднократно записывали дуэты, Челентано был практически продюсером Мори. При этом наравне с родителями в истории мирового кино фигурирует Розалинда Челентано — она сыграла Сатану в "Страстях Христовых" Мела Гибсона.
Челентано и кинематограф
Челентано и телевидение Феномен популярности Адриано Челентано в Советском Союзе во многом зиждился на фильмах, которые попадали в наши кинозалы — очень, впрочем, немногочисленные, если учесть, что он снялся в общей сложности в 41 фильме. Видеопрокат, появившийся в конце 1980-х — начале 1990-х, восполнил пробелы. Славу Челентано в СССР сделали в меру или безмерно дурацкие комедии, непременно снабженные врезающимися в память песенными шлягерами. На фоне лент типа "Блефа" или "Бархатных ручек" потерялись действительно значительные работы, такие как фильм Пьетро Джерми "Серафино", в котором Челентано воплотил на экране свой любимый образ простого парня. Фильмы 1970-х, в первую очередь "Укрощение строптивого", представивший гениальный дуэт Челентано и Орнеллы Мути, принесли студиям гигантские барыши, но чем больше сам Челентано вживался в роль режиссера и продюсера, тем ближе он оказывался к провалу. "Апокалиптический мюзикл" Челентано "Джоан Луй", о котором в середине 1980-х взахлеб рассказывала советская пресса, рухнул в прокате несмотря на то, что вышел накануне Рождества. Лента не окупила и половины затрат. Поздние киноработы Челентано получали рецензии одна разгромнее другой. После того, как фильм "Джекпот" не отбил и десятой доли затрат, Челентано решил прекратить работу в кино, не забыв свалить всю вину на сценаристов.
Челентано и религия Вопреки распространенному мнению, что телевидение любит молодых и модных, Челентано остается телевизионной персоной, гарантирующей рейтинг любому проекту. Во многом это объясняется его огромной международной популярностью и способностью легко заполучить к себе в шоу любую мировую знаменитость. В числе гостей разнообразных программ Челентано в разные годы были Никита Михалков, Дэвид Боуи, Том Джонс, Горан Брегович, Эмир Кустурица, Дарио Фо, Ману Чао, Компай Сегундо, Роберто Бениньи, Жерар Депардье, Патти Смит и Карлос Сантана. Помимо невероятной коммуникабельности (которая всегда контрастирует с непроницаемым выражением лица ведущего), телезрителей подкупает готовность Челентано браться за самое острые, провоцирующие темы. В одной из программ, вышедших в эфир накануне государственного референдума, Челентано инициировал массовую порчу бюллетеней, призвав зрителей писать на них "Охота — против любви". Певцу пришлось заплатить штраф и надолго распрощаться с телеэфиром. Самым громким проектом Челентано на телевидении, если не считать грандиозного шоу на открытии и закрытии последнего фестиваля в Сан-Ремо, стала программа RAI "Rockpolitik". Для шоу были выстроены грандиозные урбанистические декорации, в которых исполнялись песни и разворачивался злободневный конферанс главного героя. В первом же выпуске в 2005 году Челентано подверг критике Сильвио Берлускони. Рейтинги были астрономические, и тем не менее программа вышла всего четыре раза. Нереализованная в "Rockpolitik" страсть политического комментатора воплотилась в книге, выпущенной по следам шоу, и в альбоме Челентано "Facciamo finta che sia vero".
Для советских людей Адриано Челентано был символом "их нравов", то есть человека, что называется, свободного во всех отношениях — и фильмы, которые попадали в отечественный прокат, только дополняли этот образ. Тем не менее в Италии он имеет репутацию ревностного католика, которая только укрепляется, когда он критикует церковь. Вот цитата из его выступления на фестивале в Сан-Ремо 2012 года: "В священниках и монахах меня больше всего раздражает то, что они в своих речах и спорах не говорят о самой важной вещи — о той цели, ради которой мы все пришли в этот мир. Они больше не говорят о рае, как будто мы родились только для того, чтобы умереть. Вы, священники, обязаны говорить о рае, потому что иначе народ будет думать, что вся наша жизнь — здесь, на этой земле. Какого черта?!"
Верона, Arena Di Verona, 8 и 9 октября