Лондон выйдет из ЕСПЧ

Великобритания не первый год открыто выражает недовольство политикой и правилами Евросоюза. Не войдя ни в еврозону, ни в Шенген, Лондон активно грозится выйти и из Евросоюза. Первым шагом к этому может стать выход из юрисдикции Европейского суда по правам человека, который наметился после того, как ЕСПЧ осудила решение Лондона отказать в праве на помилование заключенным с пожизненным сроком за особо жестокие и извращенные преступления.

Конфликты Лондона и Брюсселя в последние годы стали регулярным явлением. Представители Евросоюза регулярно высказывают недовольства политикой Великобритании, которая, в свою очередь, постоянно обвиняет Брюссель в ущемлении суверенитета Соединенного королевства.

Изначально отказавшийся присоединяться к экономическому и таможенному союзу Европы Лондон, в последние годы при любой удобной возможности грозился выйти из состава Евросоюза. Скандал, разгоревшийся на днях между Лондоном и Брюсселем, может стать первым шагом к такому решению.

Поводом к очередному конфликту стало решение Большой палаты Европейского суда по правам человека, который счел «негуманным» действующее в Соединенном Королевстве правило лишать права освобождения тех, кто приговорен к пожизненному заключению за наиболее жестокие и извращенные убийства.

В данном случае вопрос стоял о трех отбывающих пожизненные сроки убийцах, подавших иск в Европейский суд по правам человека. Один из инициаторов иска, Джереми Бамбер, уже отсидел 28 лет за убийство собственных приемных родителей, своей сестры и двух шестилетних племянников-двойняшек. Еще одним истцом выступил Дуглас Винтер, убивший свою жену, в брак с которой он вступил, отбывая срок за ранее совершенное убийство. Третьим подписантом иска в ЕСПЧ стал серийный убийца Питер Мур, сообщает «Российская газета».

Отказ Британии в переаттестации приговоров 49 человек, отбывающих наказание в британских тюрьмах за аналогичные жесточайшие убийств, ЕСПЧ и нарек «негуманным» и нарушающим права заключенных. Европейский суд по правам человека посчитал необходимым раз в 25 лет пересматривать дела пожизненно заключенных и по возможности отпускать их на свободу.

Такое решение было расценено в Лондоне как вмешательство во внутреннюю юрисдикцию Великобритании. Министр юстиции Крис Крейлинг заявил, что народу Британии будет трудно понять положительное постановление суда по иску убийц. А премьер-министр Дэвид Кэмерон заявил, что в таком случае он будет вынужден поставить вопрос о выходе его страны из юрисдикции ЕСПЧ в случае, если Консервативная партия выиграет следующие парламентские выборы.

Интересно, что данное заявление может сыграть на руку Консервативной партии и Дэвиду Кэмерону. В отличие от многих конфликтов с Евросоюзом, в этот раз подавляющее большинство британцев поддержали своего премьера.

Кроме того, правительство Великобритании заявило о своем намерении выйти из 133 норм Евросоюза, касающихся сотрудничества в области охраны законности и порядка. Министр внутренних дел Тереза Мэй, представившая свои планы в парламенте, дала понять, что пересматривая ряд норм, прописанных в Лиссабонском договоре от декабря 2007 года, ее страна будет добиваться условий, которые лучше соответствуют национальным интересам Британии. В частности, она заявила, что проблемы выдачи преступников, как из ЕС в Британию, так и наоборот, ставят под сомнение целесообразность многих договоренностей.

Однако в Консервативной партии требуют расширить список «спорных» норм. В частности, главным, по мнению правящей партии Великобритании, является вопрос о европейском образце ордера на арест. Это касается, в первую очередь, дела Джулиана Ассанжа, спасающегося от высылки в Швецию в посольстве Эквадора в Лондоне.

При этом, Британия планирует вернуться в ряд договоренностей, из которых сейчас собирается выйти. По мнению Лондона, продолжение сотрудничества по этим договорам необходимо, однако оно требует новых условий и иного формата.

Сама Британия готова внести поправки в закон об экстрадиции. Например, британских граждан по новому закону не будут выдавать за деяния, не квалифицируемые как преступные в самой Британии - если хотя бы часть этих деяний были совершены на ее территории . Помимо этого экстрадиция будет разрешена только тогда, если в стране, потребовавшей ее, уже принято решение о начале расследования.