Минск объявил выдворении из страны посла Швеции в Белоруссии Стефана Эрикссона. Данное решение, судя по всему, связано с полетом над Белоруссией шведского легкомоторного самолета, который в начале июля разбросал над городком Ивенец и окраинами белорусской столицы игрушечных медвежат с лозунгами в поддержку свободы слова.
Тем не менее, в Минске уверяют, что данные инциденты никак не связаны. Как сообщил пресс-секретарь белорусского МИДа Андрей Савиных, речь идет не о выдворении посла, а о не продлении ему аккредитации.
«Белорусская сторона не выдворяла посла Швеции. Принято решение о непродлении его аккредитации в Белоруссии», – сказал он.
«Господин Стефан Эрикссон работал в Минске около семи лет. Это долгий срок. За это время вся его деятельность была направлена не на укрепление белорусско-шведских отношений, а на их разрушение», – пояснил официальный представитель белорусского МИД.
По словам Савиных, белорусская сторона готова к диалогу со Швецией, но «если шведская сторона будет стремиться к обострению, то мы будем вынуждены отреагировать адекватно».
В Швеции на данное решение отреагировали очень остро. Глава МИД Швеции Карл Бильдт написал в Twitter: «Режим Лукашенко выслал посла Швеции из-за его поддержки прав человека. Возмутительно»
Министр сообщил также, что в Стокгольме в ответ не желают видеть новоназначенного белорусского посла и «попросили еще двух других дипломатов уехать», отмечает BBC News.
В Стокгольме не сомневаются в том, что данное решение Минска продиктовано именно делом «о плюшевых медведях», так как имя шведского посла в последнее время часто критически упоминалось на страницах главных газет именно в связи с «разбором полетов» шведского легкомоторного самолета.
Как уже писал EUROMAG, 4 июля белорусскую границу со стороны Литвы незаметно для ПВО пересек легкомоторный шведский самолет. Над Ивенцем и окраинами Минска с него были сброшены плюшевые медведи с плакатами в поддержку свободы слова в Белоруссии.
Власти страны не признавали факта полета до 26 июля, заявляя, что «ведется проверка», несмотря на то, что видеоотчет о полете и «бомбардировке» белорусских городов плюшевыми игрушками сотрудники шведской Studio Total выложили в интернет. Лишь в конце июля президент Лукашенко учинил разнос военным, официально признав факт несанкционированного полета и лишив должностей руководителя Госпогранкомитета Игоря Рачковского и командующего военно-воздушными силами и войсками ПВО Дмитрия Пахмелкина. Ряду высокопоставленных генералов, в том числе министру обороны и главе КГБ, были объявлены взыскания.
После заявления Лукашенко официальная пресса начала «охоту» на шведских политиков и посла Швеции в Минске Стефана Эрикссона, «разоблачая» и «уличая» их в чем либо при каждом удобном случае. Издание «Советская Белоруссия» дошла даже до того, что уличила посла в «повышенном интересе» к стране пребывания, «ярким свидетельством» чего назвала знание и активное использование послом белорусского языка.
В самой Белоруссии активно замалчивают альтернативные мнения об истории с послом. Так, вечером, после решения о высылке посла белорусский национальный телеканал ОНТ посредине выпуска прервал вечернюю трансляцию российской программы новостей «Время». Вещание было прервано в 20:19 (21:19 мск), когда на российском «Первом канале», с которого ОНТ берет сигнал для программы, начали показывать сюжет под названием «После десанта плюшевых медведей белорусский и шведский послы лишаются работы». В Белоруссии вечерний выпуск российских новостей транслируется с определенной задержкой, которая используется для цензурирования сюжетов.
Кроме того, не обошлось и без реальных арестов. Студент Антон Суряпин, первым разместивший на своем интернет-сайте фото шведских медвежат-«десантников», и минский риэлтор Сергей Башаримов, занимавшийся подбором жилья для шведских туристов, посажены в следственный изолятор КГБ. Следственные органы считают их пособниками «иностранных преступников». Тем не менее, официально обвинения арестованным не озвучены.
Впрочем, как отмечает РИА «Новости», шведский посол Стефан Эрикссон не теряет оптимизма и обещает вернуться в Белоруссию. На своей страничке в социальной сети Facebook Эрикссон по-белорусски обратился к тем, кто поддерживал его.
«Я уже понял, что никак не успею дать всем ответ на ваши слова поддержки в это непростое для меня время, – пишет посол. – Вряд ли я заслуживаю вашей похвалы, потому что я делал свое дело, которое очень любил и старался делать на совесть. Возможно, Белоруссия меня вдохновила сделать немного больше, чем я должен был, но это тогда ваша заслуга», – отмечает он.
«Когда я читаю ваши комментарии, создается впечатление, что вы меня уже похоронили. Пожалуйста, рано меня хоронить! Карлсон/Эрикссон еще прилетит! До встречи!», – добавил посол.