Глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина и глава технической комиссии МАК Алексей Морозов в среду обнародовали итоговый доклад по катастрофе польского самолета Ту-154 10 апреля под Смоленском.
Финальный отчет, который в среду же был передан польской стороне, содержит 210 страниц, где проанализированы практически все условия, предшествовавшие катастрофе. В предварительном слове Татьяна Анодина заявила, что главной целью работы было не найти виновных, а раскрыть реальную картину того, что же действительно произошло 10 апреля 2010 года под Смоленском.
Так, например, пилоты президентского лайнера проигнорировали предложение российских диспетчеров уйти на запасной аэродром из-за неблагоприятных погодных условий в районе аэродрома Северный, куда садился Ту-154.
Кроме того, комиссия установила, что пилоты пошли на «опасное снижение высоты», несмотря на густой туман и предупреждения диспетчера. Также в итоговом докладе говорится о том, что уровень подготовки польских пилотов не соответствовал навыкам, которые должны быть у летчика, чтобы сажать самолет в таких условиях, какие были 10 апреля. При этом российские диспетчеры несколько раз предупреждали поляков о плохой видимости в районе посадки.
При всем при этом судмедэксперты установили, что в крови главкома ВВС Польши, который в момент посадки находился в кабине самолета, обнаружено 0,6 промилле алкоголя. «По заключению летных экспертов и авиационных психологов, в том числе польских, присутствие главнокомандующего ВВС Польши в пилотской кабине вплоть до столкновения самолета с землей оказало психологическое давление на принятие решения командиром о продолжении снижения в условиях неоправданного риска с имеющейся доминантной целью выполнения посадки во что бы то ни стало», – сказала Анодина.
К слову, алкоголя в крови польских пилотов обнаружено не было. Также МАК не нашел доказательств того, что приказ сажать самолет мог отдать лично президент Польши Лех Качиньский.
Основной вывод комиссии заключается в том, что к моменту столкновения с деревом при заходе на посадку самолет уже находился за эксплуатационными углами атаки и практически не имел шансов избежать катастрофы.
«Маневр по избежанию столкновения с препятствием был предпринят экипажем в последний момент. Маневр был очень резким, и на записи бортового самописца зафиксировано, что к моменту столкновения с березой самолет был выведен за эксплуатационные углы атаки», – сказал Морозов. «Если бы не было столкновения с березой, то, наиболее вероятно, через 2–3 секунды самолет бы вышел на режим так называемого сваливания с последующим столкновением с землей», – пояснил он.
Варшава пока никак не отреагировала на обнародование доклада. Известно только, что премьер-министр Польши Дональд Туск экстренно прервал отпуск в Италии и срочно возвращается в Варшаву.
Пресс-секретарь правительства Польши Павел Грась заявил, что польская комиссия проанализирует, были ли учтены замечания Польши к докладу, и выскажет свою позицию по документу.
Самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. Погибли 96 человек – 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Среди погибших сам президент, его супруга и часть руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в мемориальных мероприятиях.