Франция спустя почти 200 лет со смерти императора Наполеона Бонапарта раскрывает ранее неизвестные факты о последнем периоде его жизни.
Подготовленный издательством Fayard вместе с Фондом Наполеона, проект 15-томного собрания писем Бонапарта официально завершен – на днях вышел последний том, охватывающий переписку французского императора в последние семь лет жизни — с 1814 по 1821 год.
Большинство специалистов и историков отмечают, что это, пожалуй, самый интересный том из всего собрания, так как более половины писем того периода ранее никогда не публиковались, сообщает RFI.
Стоит отметить, что в те ходы единственным средством коммуникации были письма, а Наполеон очень деликатно относился к информации. Он редко передавал распоряжения на словах, почти все его решения были записаны на бумагу и заверялись подписью.
Как подсчитал журнал Le Point, Наполеон направил своим адресатам в общей сложности более 40 тыс. посланий. В официальной переписке Наполеон не нарушал установленного им самим протокола и не спускался на нижние этажи властной иерархии. Свои послания он адресовал начальнику штаба маршалу Луи-Александру Бертье, министрам, другим высшим чинам империи, но никогда не удостаивал такой чести префектов.
Почерк императора был достаточно трудным, и он предпочитал диктовать секретарям. Его собственной рукой написаны лишь послания самым близким.
«В отставке я поменяю шпагу на перо», — обещал он в письме из Фонтенбло в апреле 1814 года своей бывшей супруге Жозефине.
«История моего правления будет любопытной, — замечал Наполеон. — Что только я не знал! И какое огромное число людей, у которых сложилось обо мне превратное мнение».
В этом же послании он затронул тему предательства. «Я осыпал благодеяниями тысячи несчастных, — утверждал он. — И что сделали они для меня в последнее время? Все они меня предали. Из этого числа я исключаю лишь нашего доброго Эжена (пасынок Наполеона Эжен де Богарне), столь достойного Вас и меня».
Весной 1814 года Наполеон искал место для убежища. И, как ни странно, полагал, будто его могли бы принять в Англии. Так, 11 апреля 1814 года он отправил письмо герцогу Арману де Коленкуру, своему представителю на переговорах с послами коалиции, чтобы прозондировать готовность англичан принять его на своей территории. Год спустя он повторил свою просьбу британскому регенту Георгу-Августу (будущему Георгу IV).
Бежав с острова Эльба, чтобы начать поход на Париж, Наполеон отправил в марте 1815 года весть императрице Марии-Луизе. «Моя любезная Луиза, я пишу из Гренобля, чтобы сказать, что буду в Лионе и скоро — в Париже», — сообщал он. И добавлял: «Приезжай».
Но Мария-Луиза даже не открыла письмо. Ей сообщали, что на Эльбе Наполеона посещала Мария Валевская.
С острова Святой Елены, где Наполеон жил в изгнании, он написал мало писем. Текст последнего Наполеон продиктовал своему адъютанту генералу Шарль-Тристану де Монтолону. Послание было адресовано британскому губернатору Хадсону Лоу: «Господин губернатор, император Наполеон скончался сегодня, 5 мая 1821 года, без десяти шесть». Смерть настигла его в 51 год.
Слова императора записывал и секретарь изгнанника Эммануэль Лас-Каз. На острове Святой Елены он вел дневник. Согласно дневнику графа, Наполеон называл Русскую кампанию 1812 года, противоборство с царем Александром I роковой ошибкой в своей жизни.
«Этой знаменитой войны, этого смелого предприятия я не хотел, у меня не было желания сражаться, — убеждал он своего секретаря. — Не было такого желания и у Александра, но сложившиеся обстоятельства толкнули нас навстречу друг другу: рок сделал остальное».
Сожалея о противоборстве с Россией, низвергнутый император не скрывал, кого он считал своим врагом. «Я умираю до срока, убитый английской олигархией и ее наемным палачом», — продиктовал изгнанник незадолго до смерти.
Разрешения перенести его прах в Париж Франция добилась от Лондона лишь два десятилетия спустя.