Налог на пассажиров, введенный в Германии с 1 января, привел к тому, о чем правительство страны уже предупреждали немецкие авиакомпании: сотни тысяч немцев отказались от использования аэропортов в своей стране.
Ради экономии денег пассажиры из Германии теперь пользуются небольшими голландскими аэропортами, расположенными вдоль немецкой границы.
Самый популярный аэропорт у немцев – Маастрихт-Ахен. В главном холле всего шесть стоек регистрации и две уборные, а стеклянные двери ведут прямо на взлетное поле. Аэропорт, по словам одного из пассажиров, «похож на ночной магазин». «Вы заходите, проходите через него и выходите», – рассказал Spiegel пассажир из Германии.
На популярность голландских аэропортов у немцев первыми отреагировали автобусные компании. С июня сотни автобусов начали курсировать из немецких Кёльна и Ахена через голландскую границу в Маастрихт, откуда можно улететь в Барселону, Порту или на Тенерифе. Также оттуда можно полететь в Берлин, поскольку полеты из многих немецких аэропортов стали очень дорогими или просто были отменены.
Причиной этих перемен стала новая немецкая пошлина на полеты, которая вступила в силу в январе. Власти Германии обложили авиакомпании новым налогом, который те переложили на пассажиров. Величина пошлины зависит от дальности полета: 8 евро за короткие перелеты, 25 евро за средние и 45 евро за длинные полеты. Для многих авиакомпаний, особенно бюджетных, эта ставка оказалась огромной, и некоторые из них, как, например, Ryanair, часть самолетов перегнали из Германии на Канары.
После введения новой пошлины небольшой аэропорт Франкфурт-Хан, куда летали бюджетные перевозчики, за полгода потерял 180 тыс. пассажиров. В то же время голландские аэропорты Маастрихт и Эйндховен испытывают настоящий бум. Как заявила одна пассажирка, «раньше люди ехали в Нидерланды из-за кофешопов. Теперь все едут в аэропорты».
«Мы очень благодарны правительству Германии», – радуется директор аэропорта Маастрихт-Ахен Сандер Хеийманс. «Я думал, они [немецкие власти] многому научатся на нашем опыте», – удивляется он.
Дело в том, что Нидерланды в конце 2008 года, после начала кризиса, ввели аналогичные пошлины на собственные авиакомпании. Причем там налоги были выше немецких. В итоге голландцы быстро переметнулись и стали летать из немецких аэропортов Кёльна, Дюссельдорфа или даже Франкфурта. А тот же Маастрихт-Ахен был на грани банкротства.
В 2009 году правительство Нидерландов, подсчитав, что потери из-за налога больше, чем прибыль, спешно отменило его. Шаг оказался успешным, и с тех пор голландские и немецкие аэропорты поменялись местами.
Маастрихт-Ахен сегодня один из самых быстроразвивающихся аэропортов Европы. Он уже приобрел национальное значение, а пассажиропоток за последние месяцы вырос сразу на 72%. Согласно предварительным данным, аэропорт в этом году обслужит на четверть миллиона пассажиров больше, чем в прошлом. Даже вся парковка перед терминалом, где час стоянки стоит 5 евро, постоянно занята.
Директор аэропорта уже даже мечтает, что когда-нибудь заполучит в качестве клиента Lufthansa, а сам аэропорт станет международным. Кстати, бюджетное подразделение Lufthansa компания Germanwings уже заключила соглашение с Маастрихтом и начала полеты в Берлин.
А в отеле при терминале висят четыре циферблата, каждый из которых показывает время нью-йоркского аэропорта Ла Гуардиа, лондонского Хитроу, токийского Нарита и время города Маастрихта.