Французская авиакомпания Air France выступила с весьма оригинальным предложением по снижению затрат на обслуживающий персонал. По мнению руководства перевозчика, можно не платить уборщикам, если заставить убирать самолет после полета самих пассажиров.
Такая идея пришла в голову боссам Air France после того, как бригада бортпроводников отказалась убирать самолет из-за низкой оплаты, которая была установлена стюардессам, работающим на коротких линиях Air France.
По данным Bloomberg, Air France заставит пассажиров убирать за собой мусор и бесплатные газеты, которые они берут в салон перед полетом. Также клиенты будут убирать откидные столики, приводить спинку кресла в вертикальное положение и поправлять ремни безопасности. Дальнейшие процедуры по уборке самолета лягут на плечи бортпроводников и наземного персонала, который готовит самолет к вылету.
Таким образом авиакомпания рассчитывает сэкономить не только на оплате обслуживающего персонала (ведь им придется работать меньше), но и сократить время подготовки самолета к следующему рейсу – тем самым уменьшатся аэропортовые сборы.
Надо отметить, что уборкой самолета пассажиры будут заниматься не на всех рейсах Air France, а лишь на внутренних, которые обслуживаются бюджетным подразделением компании. Air France вынуждена была пойти на этот шаг, чтобы конкурировать с крупнейшими бюджетными перевозчиками Европы – ирландской Ryanair и британской easyJet, которые активно теснят французскую авиакомпанию на ее родине.
С 2002 года, когда во Францию пришел easyJet, доля Air France на внутренних рейсах уменьшилась на 39%. В то же время easyJet увеличил свою долю на 35%, разместив в парижском аэропорту Шарля де Голля 22 самолета.
Кроме того, теснят Air France на коротких расстояниях и скоростные поезда TGV, чья разветвленная сеть намного привлекательнее, чем маршруты авиакомпании.
В итоге, как уже сообщал EUROMAG, в ноябре прошлого года Air France приняла решение о создании бюджетного подразделения, которое будет обслуживать внутренние и некоторые внутриевропейские рейсы. Причем летать самолеты будут не из Парижа, а из более мелких городов страны, где дешевле обслуживание и пассажиры «готовы потерпеть некоторые неудобства ради низкой цены на билеты».
В настоящее время лоукост-подразделения есть, например, у немецкой Lufthansa (авиакомпания Germanwings), испанской Iberia (авиакомпания Vueling). Но аналитики говорят, что Air France опоздала со своим решением, так как рынок уже давно поделен.
Раскритиковал решение Air France создать бюджетное подразделение и глава крупнейшего лоукост-перевозчика Европы Ryanair Майкл О’Лири. Он назвал планы французов «безнадежными», так как «ни один авиационный лидер еще никогда не преуспевал в создании авиакомпаний с низкими ценами».
Сам О’Лири ранее не раз шокировал мир своими идеями по снижению издержек. Так, например, он предлагал сделать платными туалеты на борту самолета. После этого глава Ryanair заявил, что вместе с Boeing решает вопрос о том, чтобы пассажиры смогли на короткие расстояния летать стоя. Кстати, в прошлом году EUROMAG уже писал, что «стоячие места» для пассажиров были разработаны итальянской компанией.
Удивил О’Лири и своим заявлением убрать из самолетов второго пилота, дескать, «все равно большую часть пусти самолет ведет чертов компьютер». Ну а если единственному пилоту станет вдруг плохо, то, по заверению босса Ryanair, посадить самолет сможет стюардесса. В связи с этим босс ирландской авиакомпании даже готов отправить своих бортпроводниц на курсы пилотов.
После этого летчики Ryanair предложили заменить стюардессой самого О’Лири, так как ей не надо платить такую большую зарплату. Топ-менеджер авиакомпании сначала посмеялся над шуткой, но позже выяснилось, что пилот, который это предложил, переведен из солнечного Марселя на базу Ryanair в Литву. У европейских летчиков это равносильно ссылке в Сибирь.