В ближайшие несколько лет российские туристы, посещающие Францию, вряд ли изменят своим предпочтениям в этой стране. Популярными направлениями массового туризма останутся Париж и Лазурный берег, а зимой – Рона-Альпы. Регионам, не входящим в этот короткий список, очень хотелось бы привлекать больше россиян. Но если это и удастся, то, скорее всего, за счет индивидуальных туристов, не пользующихся услугами туроператоров.
«Количество групп по регионам Франции не превышает у нас 5%, - рассказывает Роман Руденко, директор по туризму компании «ТрансТурВояж», специализирующейся на автобусных турах. – Причем этот процент стабилен уже в течение многих лет. Число людей, увлеченных Францией настолько, чтобы ездить смотреть провинции, не растет. Очень сложно найти на одну дату выезда 40 человек, готовых заплатить за тур по регионам тысячу евро».
По мнению г-на Руденко, французские регионы никогда не станут массовым продуктом. Даже экскурсии стоимостью 20 евро в небольшие городки, предлагаемые туристам дополнительно во время поездки, не пользуются спросом. А вот Париж должен присутствовать в любом маршруте, в том числе, на Лазурный берег. Генеральный директор компании DSBW Tours Карен Гончаров рассказал, что есть определенный спрос на экскурсионные туры Париж - Нормандия - Бретань и «Винные дороги Бургундии». Летом очень хорошо раскупались туры с перелетом на чартере в Геную по акции – 399 евро за семидневный пакет с авиабилетом, а также экскурсионные программы по югу Франции. Но процент туристов, выбирающих туры по регионам, не растет. Если поток и увеличивается, то только за счет Парижа.
«Даже те, кто много раз бывал в столице и хотел бы чего-то новенького, не готовы переплачивать за это новенькое, – рассказывает г-н Гончаров. – Например, Лион – красивый город. Но любой тур туда будет стоить дороже Парижа минимум на 150-200 евро за счет непрямого перелета, более дорогого экскурсионного обслуживания и т.д. Зачем туристу платить дороже за продукт примерно того же качества?». Тем не менее, Карен Гончаров считает, что спрос на регионы будет расти за счет индивидуалов, путешествующих без помощи туроператоров. «5 лет назад таких людей было 5-10%, а сейчас – не меньше 30-40%, - утверждает он. – Если отменят визы в Европу, этот поток вырастет еще больше. Плюс развитие интернета, платежных систем и невыгодные групповые тарифы у авиакомпаний. С точки зрения популярности среди индивидуалов шансов больше у регионов с удобной транспортной инфраструктурой, например, у тех же Нормандии и Бретани, куда удобно добираться из Парижа».
Многие регионы, интересные с туристической точки зрения, непопулярны у россиян именно из-за проблем с транспортом. Например, как рассказала представитель туристического офиса Страсбурга, курорт много лет пытается привлечь туристов из России, но этому мешают постоянные «перебои» с авиаперевозкой: поочередно открывались и закрывались рейс «Трансаэро» из Москвы в Страсбург затем рейс Blue Wings в соседний Баден-Баден, удобный стыковочный маршрут «Чешских авиалиний» через Прагу.
Впрочем, проблема авиаперевозки из России актуальна не только для Страсбурга. Многие представители французского турбизнеса считают, что развитие туризма серьезно сдерживает монополия на регулярные рейсы «Аэрофлота» и Air France, не пускающих на рынок низкобюджетные авиакомпании. Отметим, что пока спрос на Францию в России противоречит тем тенденциям, которые отмечают сами французы. Так, во время выставки Rendez-vou en France министр туризма Эрве Новелли заявил, что туризм становится все более сегментированным, тематическим, туристы предпочитают углубленно знакомиться с историей, культурой, природой, кухней отдельных городов и регионов. И несмотря на то, что Франция традиционно туристическое направление №1 в мире, стране необходимо подстраивать свой продукт в соответствии с меняющимися запросами рынка.