Российская газета: Британию призывают отказаться от имперской системы мер

Примерно так выразился на днях бывший канцлер казначейства правительства Маргарет Тэтчер лорд Джеффри Хау. Дословно же почтенный лорд сказал: "Они подумают, что Британия живет в своем имперском прошлом". А почему бы и не подумать? Ведь причудливая, на взгляд любого европейца, система измерений на Альбионе именуется именно имперской, поскольку имела она хождение по всем странам и континентам, где правила в оные времена британская корона.

Покупаю на днях абрикосы у уличного торговца на шумной Виктория-стрит. Прошу дать мне килограмм. Молодой парень, лениво заправляющий ларьком, уточняет: "Вам два фунта?" "Килограмм!" - повторяю я, намереваясь заполучить тем самым дополнительных примерно 100 граммов веса. "Два фунта, стало быть?" - с упорством, достойным лучшего применения, итожит продавец. Я смотрю на его весы и понимаю, в чем дело: у парня - имперские весы, никаких граммов и килограммов на них не значится... Нарушает, стало быть, местные законы торговли, которые, надо признать, Британия учреждала с большим трудом и скрипом. Ввести в употребление более логичную метрическую систему и узаконить ее как единственно действующую Палата общин британского парламента предложила еще в 1871-м. Перевесом всего-навсего в пять протестующих голосов английские "империалисты" новацию зарыли. Однако столетие спустя Евросоюз вынудил старую добрую Англию узаконить единую для стран - членов ЕС систему мер и веса.

Многие торговцы небольших магазинов грудью встали на защиту фунтов и унций. Попросить взвесить триста граммов ветчины или сыра было равносильно явлению в церковь в топлес-бикини: продавец смотрел на тебя как на безнадежно бестактного в своем неуважении к устоям и традициям варвара. Правительству пришлось пригрозить "имперским" торговцам увесистыми штрафами и лишением лицензий на право торговать. Однако и сегодня спросить товар в имперских мерах считается в маленьких местных магазинчиках хорошим тоном. 453,59 грамма, составляющие фунт веса на имперский манер, давно засели в головах осевших на Альбионе иностранцев, так же как застряли 1,609 километра, составляющие милю.

Однако будь Британия последовательной в своих измерениях, можно было бы на сей счет и промолчать. Но Британия непоследовательна. По никому не известной причине она узаконила дорожные знаки только и исключительно в милях, ярдах и футах. Ее пабы и бары до сей поры сохранили лицензию на измерение в пинтах. Дело почему-то обернулось так, что Альбиону удалось избежать установления точной даты, предписывающей окончательно перейти на метрическую систему как единственно законную. В силу этого бензин на местных заправках отпускают в литрах, пиво и молоко разливают в пинтах, штрафуют за превышение скорости в милях, а спортивные соревнования маркируют метрами и километрами. В ходе недавних дебатов в палате лордов Джеффри Хау призвал министров выбросить имперскую измерительную систему за борт в пользу системы метрической как можно решительнее и как можно скорее. Желательно - к открытию Олимпиады.