Швейцарцы не отдали оружие

Швейцарцы на референдуме отвергли законопроект, запрещающий хранить оружие дома. Сторонники этой инициативы апеллировали к тому, что в Швейцарии самый высокий процент самоубийств из огнестрельного оружия в Европе. Противники утверждали, что в случае одобрения закона оружие отберут у того, кто умеет с ним обращаться, а не у преступников.

Жители Швейцарии отказались изменить законопроект 1974 года, по которому гражданам страны, отслужившим в армии, разрешено хранить огнестрельное оружие у себя дома.

Референдум по этому вопросу прошел в Швейцарии в воскресенье. Как пишет 20min.ch, согласно окончательным данным, 43,7% голосовавших поддержали инициативу, 56,3% выступили против. Таким образом, законопроект был отклонен. За с небольшим перевесом высказались только шесть швейцарских кантонов – Женева, Юра, Во, Нёвшатель, Вале и Фрибург. Против выступили остальные двадцать.

А один из женевских политиков - Ксавье Швитцгебель, даже снялся обнаженным с оружием в руках в рамках кампании, выступающей против законодательной инициативы.

Комментируя результаты референдума, председатель Свободно-демократической партии Швейцарии Фульвио Пели сказал, что «швейцарцы хотят чувствовать себя свободными, а также хотят и могут самостоятельно решать, как обходиться с оружием».

А председатель Христианско-демократической партии Кристоф Дарбелле признался, что почувствовал облегчение после того, как стало известно об отклонении инициативы запрета на оружие. Как передает News.ch, с его точки зрения, народ нельзя ввести в заблуждение «эмоциональными аргументами левых». Он считает, что своим выбором народ доказал свою зрелость.

«Швейцарский народ нельзя обезоруживать» – такими словами прокомментировал ситуацию депутат Национального совета Якоб Бюхлер.

Сторонники же инициативы ссылались прежде всего на то, что в Швейцарии самое большое число самоубийств в Европе. По их данным, в год около 300 швейцарцев кончают жизнь самоубийством при помощи огнестрельного оружия. Пытаясь сыграть на родительских чувствах швейцарцев, они развесили по всей стране плакаты с «убитыми» детскими игрушками.

Однако противники закона апеллировали к тому, что оружие отберут именно у законопослушных граждан, а не у преступников. Кроме того, представители правого Центристского демократического союза заявили, что оружие необходимо для самозащиты швейцарцев от криминальных элементов, прибывающих в страну из-за границы.

Законопроект о запрете на хранение армейского оружия дома появился еще в 2007 году, после нескольких происшествий, повлекших смерть людей. Самое страшное произошло в 2001 году, когда в Цуге швейцарец Фридрих Лайбахер убил 14 человек, а затем застрелился сам. Лайбахер стрелял из автомата SG 550 – оружия, использующегося в армии Швейцарии. Сейчас его можно найти под кроватью или в серванте в каждой третьей семье в стране.

Согласно закону 1974 года, швейцарские мужчины, отслужившие в армии, могут оставить свое оружие после увольнения в запас, так как до 50 лет считаются резервистами. В итоге на 7,6 млн швейцарцев в стране насчитывается около 2,3 млн единиц огнестрельного оружия, которое хранится дома.

Авторы законопроекта, которых активно поддерживали правозащитники, предлагали изменить закон, чтобы он обязывал создавать специальные склады, куда резервисты сдавали бы оружие после службы и сборов.

Тем не менее, пишет газета Tages Anzeiger, несмотря на то что народ сказал закону нет, министр юстиции и полиции Швейцарии Симонетта Соммаруга планирует провести ревизию закона об оружии. «Я выступаю за то, чтобы улучшить защиту от злоупотребления оружием», – заявила министр и пообещала ужесточить правила.

Вероятно, уже в конце апреля Соммаруга представит Федеральному совету изменения в права на оружие. Благодаря новым правилам маркировки, например, можно будет лучше отследить огнестрельное оружие. Также министр хочет расширить обмен информацией со странами, не входящими в зону Шенгенского соглашения.

На пресс-конференции по результатам референдума Соммаруга сообщила, что начиная с мая полиция кантонов должна получать онлайн-доступ к базе данных, к которой имеет доступ на сегодня федеральное ведомство полиции. В базе регистрируются те, кому полиция отказала в ношении оружия и у кого когда-то оно отнималось.