Официально турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган приехал в столицу ФРГ открывать новое посольство – оно стало самым крупным диппредставительством Турции в мире. По его словам «большое посольство» отражает внешнеполитические приоритеты Анкары.
«Нет такого государства, которое в экономическом отношении было важнее для Турции, чем Германия, и нет в Европе для Турции более центрального места, чем Берлин», – заявил он.
Тем не менее на встрече с Ангелой Меркель его заявления и лозунги резко изменились. Сначала он попросил соотечественников, которых в Германии насчитывается около 3 млн человек, изучать культуру дружественного государства и стараться учить немецкий язык.
Однако позже он решил перейти к более конкретным заявлениям, которые касались уже официального Берлина и Евросоюза. Еврочиновники в недавнем докладе признали, что к настоящему времени Анкара выполнила лишь одно из 35 требований, которым должен соответствовать кандидат на членство в Евросоюзе. Но турецкого премьера это не смутило, так как он считает общие требования по отношению к Турции неуместными.
«Если Турцию не примут в ЕС до 2023 года, то Евросоюз рискует нас потерять», – угрожал Эрдоган.
Эта дата была выбрана не случайно: в 2023 году Турецкая Республика будет отмечать столетие со дня провозглашения. Как известно, немецкое правительство настаивает на «привилегированном партнерстве» для Турции, которую такая формулировка официально не устраивает.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель заверила Эрдогана в намерении Брюсселя вести честные переговоры о вступлении Турции в Евросоюз.
«Эти переговоры уже ведутся и будут продолжаться, и Германия поддерживает этот процесс», – заявила Меркель.
Незадолго до поездки в Берлин турецкий премьер обрушился с небывало резкой критикой на немецкое правительство, которое до сих пор отказывалось выдавать его соотечественникам визы в облегченном порядке. Эту тему он затронул на переговорах с немецким канцлером, отмечает «Российская газета».
Но и этого Эрдогану было мало – он предложил немцам внести изменение в национальное законодательство, чтобы немецкие турки смогли получить двойное гражданство и, соответственно, право голосовать на исторической родине.
На переговорах в Берлине Эрдоган также попросил немецкую коллегу о помощи в борьбе с Рабочей партией Курдистана. В первую очередь это касается помощи в блокировании финансовых потоков.
Тем не менее среди турецких мигрантов в Германии нашлось немало противников «ультиматума» и самого Эрдогана. Возле Бранденбургских ворот в Берлине тысячи людей устроили демонстрацию в знак протеста против проводимой Эрдоганом политики и преследования оппозиции в Турции. Лозунгом демонстрации, в которой участвовали курды, представители федерации алавитов и армянской общины, было формирование «единой оппозиции» против Эрдогана. По данным полиции, в акции участвовали около 1 800 человек, по данным организаторов – до шести тысяч.
Турецкие СМИ также пишут о растущих противоречиях между первыми лицами государства – президентом Абдуллой Гюлем и премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом. В частности, глава правительства заявил, что в стране «двух правителей быть не может».
В результате этого визита и резких заявлений эксперты пришли к выводу, что отношения двух государств переживают не самые простые времена, и Анкара таким образом пытается припугнуть Ангелу Меркель, которая постепенно дистанцирует Берлин от «турецкого вопроса».