Турецкий лидер после нескольких лет метания между ЕС и усилением личной власти за последний год полностью склонился в сторону последней. Результатом стали несколько конфликтов с властями ЕС, а также жесткие действия в отношении журналистов и оппозиционеров внутри страны.
То, что у Турции почти нет шансов на вступление в ЕС в ближайшие годы, уже давно было Секретом Полишинеля, поэтому заявление канцлера Австрии, который исключил такую возможность, многими было воспринято как формальность.
«Европа не сможет никогда в жизни переварить вступление Турции уже чисто по экономико-политическим причинам», - заявил Кристиан Керн в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung.
В этой связи, по его мнению, Брюсселю следует честно сказать Анкаре: «Вы просто не являетесь кандидатом на вступление».
Австрийский канцлер высказал мнение, что Турция в вопросах обеспечения прав человека «практически перешагнула все красные линии». Действия турецких властей по отношению к правозащитникам, журналистам и некоторым парламентариям Керн назвал «актом диктаторского насилия».
Как уже писал EUROMAG, последний скандал между лидером Турции и представителями властей ЕС произошел всего месяц назад накануне саммита G20 в Гамбурге. Правительство ФРГ запретило президенту Турции Тайипу Эрдогану выступать перед соотечественниками в Гамбурге на полях форума.
Власти ФРГ заявили, что не желают, чтобы внутренние конфликты других стран насаждались населению Германии. Пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын обвинил Германию в двойных стандартах.
«Те, кто при каждом удобном случае пытается преподать Турции урок демократии, прав и свобод человека, одновременно оказывая поддержку террористическим организациям, путчистам и преступникам, пытается помешать встрече президента Турции с соотечественниками за рубежом. Это и есть самое большое доказательство того, что в Европе применяют двойные стандарты», — заявил Калын.
Отношения Турции и Германии заметно ухудшились в преддверии проведения турецкого референдума по конституционным реформам в апреле 2017 года. За несколько недель до голосования турецким политикам было отказано в проведении публичных выступлений. Впрочем, тогда главный конфликт произошел между Эрдоганом и властями Нидерландов.
Эрдоган начал рассылать своих представителей в европейские страны с целью агитации местных диаспор перед предстоящим референдумом. Конституционная реформа предполагает серьезное повышение полномочий президента страны. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте высказал мнение, что подобная реформа приведет страну к авторитаризму и, как и некоторые коллеги по Евросоюзу, запретил на территории своей страны агитацию проэрдогановских эмиссаров.
Дипломатический скандал между Анкарой и Амстердамом разгорелся после того, как 11 марта власти Нидерландов отказались впустить в страну двух турецких министров. Сначала они отозвали разрешение на посадку самолета главы МИД Турции Мевлюта Чавушоглу в Роттердаме, а затем остановили рядом с турецким консульством в этом же городе колонну автомобилей с министром по делам семьи и социальной политики Фатмой Бетюль Сайян Кайя.
Чиновницу задержали, объявили «нежелательным иностранцем» и проводили обратно к границе с ФРГ. В результате у диппредставительства был организован митинг в поддержку Кайя, полиция разогнала демонстрантов.
Сама министр обвинила голландские власти в нарушении международного права и назвала их «фашистами». Марк Рютте, в свою очередь, счел высказывание турецкого лидера о том, что Нидерланды являются пережитком нацизма, «сумасшедшим», отметив, что оно «переходит все границы»
«Они ничего не знают о международных отношениях и дипломатии. Они дрожащие от страха трусы. Они нацистские недобитки и фашисты», - так действия властей Нидерландов прокомментировал турецкий президент.