В Париже 21 марта в Большом дворце открывается выставка Animal Beauty.
В экспозиции представлены 130 шедевров западноевропейского искусства, от Ренессанса до наших дней. Кураторы отобрали такие произведения искусства, на которых изображены только животные, без присутствия человека.
Особый интерес к изображению животных у художников возник в эпоху Возрождения. При папском и королевских дворах было модно держать зверинцы с экзотическими животными, которые художники могли посещать свободно. Изображение животных было не просто упражнением для художника, но одновременно служило научным интересам.
Рисунки и гравюры Дюрера демонстрируют исследовательскую точность в деталях. Новый виток интереса к запечатлению животных провоцируют великие географические открытия. Художники стремятся зафиксировать неизвестные в Старом Свете виды, к примеру, попугаев.
Большое впечатление на эстетические оценки европейцев произвела «Естественная история» Бюффона. Его классификация, разделявшая животный мир на благородных и неблагородных существ, возможно, повлияла на отношение к насекомым. С тех пор наши эстетические рамки существенно расширились, о чем свидетельствуют «Пауки» Луизы Буржуа.
Еще одним заметным событием в западноевропейской культуре стала публикация «Происхождения видов» (1859) Чарльза Дарвина. После выхода этой книги существенно поменялось наше отношение к обезьяне. Об этом свидетельствует скульптурная «Голова орангутана» (1930) Франсуа Помпона, изображенная на афише выставки, – это настоящий портрет!
В XX веке отношение к окружающей среде настолько изменилось и гуманизировалось, что вновь стал актуален образ Ноя, собирающего «каждой твари по паре» в свой ковчег. Вслед за пандой и детенышами тюленя, новым символом угрозы исчезновения некоторых видов стал полярный медведь.
Теперь запечатление животных в произведениях искусства, таких как «Полярный медведь» Помпона, стало чем-то вроде фиксации уходящей натуры.
Выставка продлится до 16 июля, сообщает RMN.