За то время, что вы занимались в Salvatore Ferragamo разработкой коллекций мужской одежды, вы имели возможность наблюдать за тремя дизайнерами, которые создавали женскую линию. Что вы думали об их работе?
Массимилиано Джорнетти Все мы были частью одной команды и работали с единой целью — сделать Salvatore Ferragamo брендом с определенным, ярко выраженным стилем. Но каждый из этих трех дизайнеров был сложившейся личностью, со своим жизненным и профессиональным опытом, с разным подходом к созданию одежды, с особым менталитетом и культурой.
Возможно, теперь в компании все происходит логичнее для самого бренда: я — итальянец, работаю в моде много лет, и за десять лет, проведенных в Salvatore Ferragamo, успел лучше, чем кто бы то ни было, изучить и прочувствовать бренд, его дух, потенциал и возможное развитие. Тем не менее это по-прежнему настоящая семейная компания: жена Сальваторе Феррагамо синьора Ванда Феррагамо принимает участие в жизни компании, она каждый день бывает в офисе, и в ее 90 лет она обладает потрясающим чувством стиля. Другие члены семьи — синьор Ферручи Феррагамо и синьора Джованна Джентиле Феррагамо — также могут дать ценные советы на этот счет: они впитали стиль бренда с детства, и я с радостью принимаю их рекомендации.
Каково это — отвечать за творческое воплощение стиля Дома и за мужскую и женскую коллекции одновременно?
М.Д.Этот переход от мужского к женскому миру произошел вполне естественным путем, без какого бы то ни было давления со стороны руководителей компании и без сомнений с моей стороны. Мой собственный опыт и образование довольно разнообразны и идеально подходят для того, чтобы я создавал все коллекции в Доме: прежде чем поступить на курс дизайнера моды во Флоренции, я сначала окончил местный университет, где преподавали литературу, культуру, языки. К тому же после изучения дизайна моды в Polimoda Institute of Fashion Design and Marketing я устроился на работу в один молодой бренд в Риме, который создавал женские коллекции haute couture. Это была настоящая школа кройки и шитья, основа основ настоящего портновского искусства, и полученные там навыки очень пригодились при создании мужских коллекций, где портновское искусство, я бы сказал, является основой всего. Мне удалось направлять процесс таким образом, чтобы получалась одновременно элегантная, классическая в своей основе, но и острая, актуальная мужская мода.
В женской линии я хотел воплощать то же в смысле кроя — мне нравится, когда женщина носит безупречно скроенные костюмы и платья, но при этом я нахожу чрезвычайно привлекательной моду Yves Saint Laurent периода 1970-х годов: женщина оставалась изящной и элегантной и в интерпретированном мужском смокинге, и в идеально сидящих брюках с объемной свободной блузкой. Может быть, потому что я сам дитя 70-х, именно эти две стороны я и стараюсь гармонично соединить в женских коллекциях.
Вы помните ваши первые шаги в компании? Как начиналась работа над мужской коллекцией и каков мужской стиль Salvatore Ferragamo сегодня?
М.Д.Те девять лет, что я делал мужскую линию Salvatore Ferragamo, были для меня своего рода спортивным залом, где я «тренировал» свои знания и умения по созданию одежды в стиле этого Дома, все больше пропитывался его историей, культурой и традициями. Я пришел в Salvatore Ferragamo на позицию дизайнера трикотажа, поскольку у меня уже был опыт работы в этой области. Но все же самый важный опыт я приобрел, создавая женский haute couture: и с конструктивной точки зрения, и с точки зрения понимания потребности конкретного клиента — на самом деле мужская одежда не так уж сильно отличается от этого подхода. Несмотря на очевидную эволюцию в мужской моде последнего столетия и на то, что повседневная одежда все сильнее вытесняет из жизни мужчины одежду формальную, он по-прежнему носит брюки, пиджак, рубашку, пальто, и все это должно быть безупречно скроено и должно отражать вкусы определенной аудитории. Иными словами, мужская одежда по-прежнему подчиняется правилам, в женской их гораздо меньше. И мне довольно странно видеть, когда исполнительный директор компании пытается одеваться как графический дизайнер или рок-звезда, — все-таки такое понятие, как дресс-код, никто не отменял и надо уважать установленные в одежде определенные правила игры.
Каковы, на ваш взгляд, потребности современного мужчины? Чего он хочет от мира моды в первую очередь?
М.Д.Удобство и комфорт. И непреходящая элегантность. Это главное. В нашей повседневной жизни у нас порой не бывает времени переодеться к вечеру, к ужину, и в случае с мужчинами мне интересно придумать нечто более живое, более интересное, чем скучная ежедневная офисная униформа. Мужская мода сегодня по-прежнему элегантна, но эта элегантность может быть не столь явственна, не столь читаема. Поэтому, когда я конструирую, скажем, классический в основе пиджак, я думаю и о том, как сделать его легче и одновременно богаче в деталях.
Вообще дизайнеру очень важно быть связанным с реальностью, с ситуацией, в которой мы живем. Мода — это не искусство, но форма искусства, и принципиальная разница между ними заключается в том, что искусство должно оставаться внутри музея, а мода живет с тобой каждый день. И дизайнеру важно улавливать все изменения, которые происходят в обществе. Сегодня и мужчин, и женщин привлекает идея одежды, которая придает вашему телу особую структурность, формирует его линии, выглядит элегантно, но в то же время невероятно комфортна. Людям интересна мода, они ее понимают, но ни в коем случае не станут ее жертвами, поскольку умеют преподнести себя и выбранные ими вещи, создать собственный стиль.
Как вы начинаете работу над коллекцией — ткани подсказывают вам идеи или, отталкиваясь от идеи, вы подыскиваете ткани и остальной декор?
М.Д.Это обоюдный процесс. И любая идея не может существовать в отрыве от ткани, из которой ее потом надо воплощать в реальность.
Какую роль в этом процессе играет наследие Salvatore Ferragamo?
М.Д.Конечно, у меня есть любимые предметы, которые мне нравятся больше других. Но главная идея моды Salvatore Ferragamo состоит в том, что она не однодневка, она должна быть вне времени. Высокое качество, мастерство, традиции и креативность, идущие от меня, с одной стороны, должны быть связаны с историей бренда, с принципами нашего основателя, но с другой стороны, не менее важно уметь исследовать их и делать современными. Никаких реплик в стиле 30-х и 40-х, ни в коем случае!
Скажите, вам хоть иногда удается отдохнуть и отключиться от работы?
М.Д. Я чувствую себя счастливым, потому что делаю то, о чем мечтал с детства. Но это вовсе не означает, что я живу в золотой клетке моды. Когда я закрываю дверь своего офиса, особенно в пятницу вечером, то хочу полностью отключиться от моды, хочу заполнить свое внутреннее пространство иными вещами: современным искусством, антиквариатом, который собираю для себя, кинематографом, литературой, музыкой. Правда, все это в конечном счете легко может вдохновить меня на новые творения.