Во Франции власти продолжают редактировать законодательство с целью исключить малейшую возможность для оскорбления тех или иных граждан и гостей страны. В этот раз под подозрение в оскорбительности и негативном влиянии попал термин «раса».
По мнению парламентариев, сам по себе термин уже несет негативный посыл и порождает агрессию и ненависть в обществе. Как заявил один из инициаторов законопроекта депутат Альфред Мари-Жан, «у этой абсурдной концепции (понятия «расы»), которая легла в основу худших идеологий, нет места в правовой системе».
Национальное собрание (нижняя палата парламента) Франции одобрило законопроект, предусматривающий исключение слова «раса» из законодательных актов республики.
Согласно принятому документу, теперь слово «раса» и производные от него должны быть просто вычеркнуты из нормативных актов Франции. В тех случаях, когда просто вычеркнуть этот термин из текста закона невозможно, депутаты предусмотрели эквивалент в виде понятия «этнос».
Интересным представляется тот факт, что, по мнению депутатов, данное решение должно избавить законодательство от негативных производных термина «раса», однако слово «расизм», судя по всему, таковым не является. Дело в том, что его депутаты решили оставить.
Это было сделано, чтобы сохранить возможность в судебном порядке разбирать дела, касающиеся правонарушений, совершенных на почве межрасовой ненависти, отмечает ИТАР-ТАСС.
«Французская Республика запрещает и осуждает проявления расизма, антисемитизма и ксенофобии», - гласит первая же поправка к тексту закона.
Еще одна юридическая коллизия заключается в том, что инициатива депутатов не коснулась главного нормативного акта страны - Конституции, принятой в 1958 году. В первой статье основного закона страны говорится, что Франция «обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии».
В ответ на обоснованную критику со стороны оппозиции представители правящей Французской социалистической партии заверили, что «сделан лишь первый шаг», за которым последует и внесение исправления в Конституцию. Однако когда это будет сделано, пока неизвестно.
Это уже далеко не первый случай попыток французских депутатов решить проблему дискриминации путем запрета того или иного термина. Если закон о «браке для всех» имел под собой вполне реальные основания, чем и вызвал столь бурную волну протестов по всей Франции, то принятый ранее запрет на использование слова «мадемуазель» в официальных документах вызвал недоумение даже у самых лояльных к властям экспертов.
По мнению депутатов, этот термин может оскорбить женщин, так как дискриминирует их по социальному положению, однако никто так и не понял, как запрет слова, тем более в официальных документах, в которых оно встречалось крайне редко, поможет решить проблему дискриминации, существование которой, в данном контексте, само по себе является спорным моментом.