Многие клиенты страховых пенсионных касс меняют работу, уезжают из страны или просто исчезают, не сообщив ничего о своем новом местонахождении. При этом очень часто на счетах у них остаются весьма солидные накопления.
Результаты неутешительны: швейцарские пенсионные и страховые кассы располагают в настоящее время в общей сложности 5 млрд франков (4,07 млрд евро), хозяев которых найти не удается.
По правилам, меняя какие-то место работы, семейный статус или страну проживания, лицо, застрахованное в данной пенсионной кассе, обязано проинформировать страхователя.
Дело в том, что предыдущая страховая касса обязана все накопившиеся деньги перевести в другую страховую кассу по новому месту жительства (работы) застрахованного. Если же застрахованное лицо не находит пока новой работы, или же у страхователя нет на этот счет никакой информации, то тогда соответствующая сумма денег переводится на специальный «блокировочный счет».
Он является, как правило, частью специального социального фонда Auffangeinrichtung BVG, учрежденного совместно профсоюзами и работодателями. На этом счету средства и пребывают до тех пор, пока либо застрахованное лицо не объявится и не предоставит все необходимые личные данные, либо пока это лицо не достигнет пенсионного возраста.
Парадоксально, но факт: очень часто люди просто не заявляют о своих правах относительно собственных пенсионных накоплений, то ли по незнанию, то ли по забывчивости. И очень часто страховым компаниям, несмотря на все приложенные ими усилия, найти законных владельцев этих денег так и не удается.
Так, например, только фонд Auffangeinrichtung BVG потерял контакт с владельцами почти 600 000 счетов пенсионного страхования на общую сумму в 2,5 млрд франков (около 2 млрд евро). Половина владельцев этих счетов — иностранные граждане. По имеющимся данным, примерно такая же сумма «спит» на счетах в банках и обычных страховых фирмах.
«Мы можем вам предоставить финансовые данные по каждому «исчезнувшему» застрахованному лицу, в буквальном смысле вплоть до последней копейки. Проблема только в том, что нам не известны ни адреса этих лиц, ни банковские данные. А потому мы просто не знаем, куда и кому переводить «забытые» накопления», — говорит руководитель фонда Auffangeinrichtung BVG Макс Мейли.
Наиболее распространен сценарий, в рамках которого застрахованное лицо прекращает работать, автоматически теряя контакт и со своей пенсионной кассой. В этом случае страхователь по закону обязан выяснить как сумму накоплений, причитающихся данному лицу, так и место (адрес), куда данные средства следовало бы перевести.
Однако на практике очень часто информация о том, что человек покинул свою фирму или оставил свое прежнее рабочее место, доходит до страховой пенсионной кассы слишком поздно.
Свою долю вины несут и сами застрахованные. Они часто почему-то «забывают» о своей же пенсии и не отвечают на запросы страховых пенсионных касс. При этом деньги-то никуда не деваются. Просто после двух лет ожидания накопления переводятся на счета таких фондов, как вышеупомянутый фонд Auffangeinrichtung BVG. Однако сами застрахованные об этом просто не знают.
«Очень многие проблемы можно было бы избежать, например, предлагая работнику при увольнении заполнять специальный формуляр, в котором бы содержалась вся необходимая для страхователей информация», — говорит ведущий специалист Объединения организаций лиц наёмного труда «Travail.Suisse» Маттиас Курт Киллер.
Иностранцы чаще других забывают о своем пенсионном страховании, в частности, по линии обязательного швейцарского государственного страхования по старости и нетрудоспособности.
Во многом причиной такой ситуации является различие типов и характера обычного пенсионного страхования, параметры которого регулируются по закону «О пенсионном страховании, страховании по старости и нетрудоспособности лиц с постоянной занятостью» (BVG), и страхованием по линии AHV («Страхование по старости и нетрудоспособности»).
Если в первом случае человек накапливает свой собственный, «именной» пенсионный капитал, то в системе AHV пенсии не имеют индивидуального характера. Они очень невелики, однако выплаты в системе AHV автоматически полагаются каждому, даже иностранцу, проработавшему в Швейцарии определенный срок. И часто о таком автоматизме не имеют информации, прежде всего, именно иностранные граждане.
Швейцария заключила уже с 40 европейскими странами специальные соглашения, на основании которых становится возможным трансграничное сотрудничество органов социального и пенсионного страхования и обеспечения разных стран. И если у нас со страной заключено соответствующее соглашение, то человек обязательно получит причитающиеся ему деньги по месту обращения», — говорит глава департамента информации и коммуникации в швейцарском «Ведомстве социального страхования» Рольф Каменцинд.
Такое положение также ведет и к другой проблеме: в случае смерти лица, выплачивавшего в Швейцарии страховые взносы по линии AHV, его вдова и оставшиеся дети часто просто не имеют понятия о том, что в Швейцарии у них есть некоторое накопление.
В сфере пенсионного страхования по линии BVG ситуация в этом смысле выглядит чуть лучше. Здесь для поддержания оперативных контактов между страховыми кассами и застрахованными лицами создано «Координационное бюро». В обязанности этого «Бюро» входит также восстановление прерванных контактов между страховыми кассами и их клиентами.
Создано оно было в свое время швейцарским федеральным правительством в качестве ответа на настоятельные просьбы Италии, Испании и Португалии.«Бюро» регулярно и активно ищет за рубежом лиц, позабывших о своих пенсионных накоплениях в Швейцарии, однако особыми успехами похвастаться оно пока не может.
«В самой Конфедерации мы практически всегда находим тех, кому причитаются пенсии, но кто пока, по разным причинам, не предъявил свои права на соответствующие выплаты, — говорит директор «Координационного бюро» Даниэль Дюрр. - А вот уехавших за рубеж найти сложнее, и даже почти невозможно, если, покинув Швейцарию, застрахованные не приезжают обратно к себе на родину, выбирая какие-то третьи страны, либо если, вернувшись домой, они не регистрируются опять в своих органах социальной опеки и поддержки».
Поэтому, по его словам, остается только ждать и надеяться, что лица, имеющие право на пенсионные выплаты, проявятся сами, с учетом того, что деньги будут ждать своего хозяина вплоть до момента, когда ему исполнится 100 лет. «Впрочем, мы не стремимся быть такими уж бюрократами, и мы выплатим все до последнего сантима, даже если человек, обратившийся к нам, уже разменяет вторую сотню лет», — заверяет Дюрр.