Заключенным в Париже раздали ключи от камер

Вот уже месяц как в тюрьме Вильпента в проблемном пригороде Парижа в департаменте Сена-Сен-Дени проходит смелый эксперимент: 

184 заключенным в одном из зданий учреждения вручили ключи от их собственных камер. Этот эксперимент предполагает своего рода «контракт» между администрацией тюрьмы и заключенными. «Выгода» для заключенных состоит в том, что их камеры открыты в течение дня, а вечерами они могут свободно пользоваться душем и спортивным оборудованием. Но при этом обязываются вставать в 7:30 утра, проходить курс гражданственности и делать уборку.

До этой программы под названием Respecto допускают не всех. Участниками не могут стать, например, заключенные под особым наблюдением и проходящие по делам о терроризме. Ключи от камеры не могут получить и виновники «серьезных инцидентов» в последние два месяца, сообщает RFI.

Директор тюрьмы Леа Поплен рассказала, что уже несколько лет думала о том, как провести этот эксперимент в Вильпенте по примеру программ, которые уже велись в Испании и во французской тюрьме Мон-де-Марсана.

«Когда я сказала, что хочу попробовать это в Вильпенте, меня приняли за сумасшедшую и самоубийцу», — призналась она и добавила, что 26 сентября, когда эксперимент начался и ключи от 90 камер вручили заключенным, ее «бросило в пот».

В этой тюрьме, рассчитанной на 587 мест, содержат более тысячи заключенных. Среди них — как подследственные, так и рецидивисты, которые возвращаются в пенитенциарное учреждение иногда и в пятый раз. Средний возраст заключенных — 30 лет.

Директор тюрьмы рассказала, что с начала эксперимента «изменилась вся философия учреждения — вплоть до цвета стен»: из серого их перекрасили оранжевый, желтый или розовый.

В коридорах пахнет моющими средствами и свежеокрашенными стенами. Заключенные мужчины — в спортивных костюмах с ключами на повязке вокруг шеи. Некоторые идут в мастерские, другие — на баскетбольную площадку или в тренажерный зал.

Один из них, 29-летний Карим, ожидающий приговора суда в заключении 10 месяцев, рассказывает, что за этот месяц изменились отношения с надзирателями: на них больше не смотрят как на тех, «кто запрещает идти в душ или запирает двери». Раньше Карим находился взаперти 22 часа в сутки.

«Все играют в эту игру. У нас есть ключи, но мы знаем, что над нашими головами Дамоклов меч», — говорит другой заключенный Рани.

В первую неделю девятерых исключили из «игры» за сокрытие неразрешенных предметов и грубость. Но директор тюрьмы отмечает, что с начала эксперимента в учреждении в целом снизился уровень насилия.

Администрация предусмотрела и систему хороших и плохих отметок и поощрений. За хорошее поведение можно получить, например, лучшую комнату для свиданий.

Один из надзирателей, который раньше работал с заключенными в другом здании, говорит, что словно «перешел из ада в рай».

Но, как объясняет директор учреждения, «речь не идет о том, чтобы держать овечек с одной стороны, а головорезов — с другой». Если эксперимент окажется эффективным, она намерена менять «состав команд».