Северная окраина Цюриха. В подвале промышленного склада, без номера и названия улицы, Вернер Бёш постоянно курит электронную сигарету. «Я немного на нервах», — говорит он. Сюда только что с рутинной инспекцией приехал наряд сотрудников Отдела городской полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Шесть агентов в штатском проверяют, что находится в одном из помещений. За белой дверью, обычно закрытой на ключ, — несколько сотен кустов конопли, многие из которых почти уже готовы к сбору урожая.
Агенты не хотят общаться со СМИ, поэтому наш собеседник — один только 58-летний Вернер Бёш. Бывший электрик вот уже более 30 лет занимается разведением конопли.
В конце 90-х годов пользуясь, как и многие другие, имеющимися в национальном законодательстве лакунами, Вернер Бёш продавал также и «тяжелую» марихуану с высокой степенью содержания тетрагидроканнабинола (ТГК / THC). «Мы делали всё в открытую. Конопля продавалась в качестве таких специальных „ароматических пакетиков“, однако все прекрасно знали, что скрывается за этим названием и мы сами прекрасно понимали, что люди покупали содержащиеся в пакетиках смеси для курения», — говорит он, показывая нам награду, полученную на первой швейцарской выставке, посвященной конопле.
Вмешалась полиция и положила конец бизнесу, который формально всегда был нелегален, хотя правоохранительные органы и смотрели на него некоторое время сквозь пальцы.
В Швейцарии запрещено выращивать, продавать и потреблять марихуану и продукты из нее, содержащие более 1% ТГК. Если данный показатель превышает установленную норму, то тогда конопля считается наркотическим средством. Если вас поймают с десятью граммами такой конопли, то вам придется заплатить штраф в размере 100 швейцарских франков.
При этом сейчас действующее законодательство допускает контролируемое и ограниченное использование марихуаны в медицинских целях.
Вот уже несколько лет страна переживает настоящее возрождение традиций, связанных с марихуаной – но в ее «легкой» ипостаси, что означает, что в ней содержится только каннабидиол (КБД / CBD) — каннабиноид, содержащийся в растении конопли, наряду с двумя другими изомерами (имеются в виду дельта-9-тетрагидроканнабинол (ТГК) и просто каннабинол) собственно и делающий из марихуаны «траву» с наркотическими свойствами.
Вернер Бёш объясняет, что с юридической точки зрения в Швейцарии продавать коноплю с содержанием менее чем 1% ТГК можно было уже с 2011 г., когда вступила в силу новая редакция швейцарского закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» («Bundesgesetz über die Betäubungsmittel und die psychotropen Stoffe»).
Вернер Бёш начал заниматься «легкой коноплёй» летом 2016 года, когда в Швейцарии стали легально продаваться первые «самокрутки» из такой «травки». Он же стал и тем, кто одним из первых сделал ставку на выращивании конопли в закрытых помещениях. «Мы производим в среднем 20 килограмм марихуаны в месяц», — рассказывает он.
Часть производимой им продукции реализуется непосредственно в собственных магазинах, которых уже четыре и которые уже образуют своего рода микросеть. Остальное продается оптом по более низкой цене для других продавцов. В его магазинах один грамм «Golden Green» продается за 12 франков, общая же месячная выручка от продаж «легкой» конопли составляет примерно сумму в 50 тыс. франков. Здесь Бёш совершенно откровенен и из своих достижений коммерческой тайны он не делает.
Точки продажи «легкой» конопли растут сейчас как грибы после дождя на всем пространстве Швейцарии от Санкт-Галлена и до самой до далекой Женевы. Только в Цюрихе, по оценкам В. Бёша, их насчитывается на данный момент не меньше десятка.
«Я уже не говорю о газетных киосках», — добавляет он. Для выращивания марихуаны в закрытых помещениях необходимо получить разрешение местных органов, отвечающих за ситуацию в области здравоохранения, что же касается розничной торговли, то специальных разрешений тут не требуется.
Дело в том, что «легкая» конопля с высоким содержанием каннабидиола с правовой точки зрения считается в Швейцарии «заместителем» табака, а потому она должна облагаться налогом, ставка которого составляет 25%. «А если учесть еще НДС, то мы получим общую налоговую нагрузку в 33%. Так что прибыли тех, кто строго все делает по закону, не столь уж и велики», — с сожалением говорит Бёш.
Как объясняет невролог Клод Вани, каннабидиол может быть эффективным средством против тревоги, депрессии, тошноты и разного рода воспалений. Кроме того, он способен купировать эпилептические припадки, а также быть эффективным при лечении некоторых видов онкологических заболеваний. С другой стороны, лечебный эффект каннабидиола еще недостаточно подтверждён независимыми научными исследованиями. Клод Вани, председатель экспертной группы «AmiS», уточняет, что убедительных клинических исследований о долгосрочном воздействии вещества на организм и о последствиях такого воздействия пока еще в достаточном количестве не проводилось.
Жан-Феликс Савари, генеральный секретарь «Экспертной группы франкоязычной Швейцарии по изучению проблем наркозависимости» (GREA), считает, что каннабидиол может быть интересен для самых разных видов терапии, но при этом «продаваться в газетных киосках он не должен».
Еще одна проблема состоит в том, что с виду и по запаху «легкая марихуана», не обладающая психотропными свойствами, практически ничем не отличается от обычной конопли, что порой ставит в тупик сотрудников правоохранительных органов. Полиция уже давно просит создать быстрый и точный тест, который позволял бы отличать «легкую» марихуану от «тяжелой» без дорогостоящих лабораторных тестов. И тут мы снова обращаем внимание на агентов Отдела городской полиции по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
Жан-Феликс Савари предупреждает, что, учитывая научные исследования, а также изучение моделей потребления и международный опыт, необходимо сохранять критическую дистанцию и не вводить людей в заблуждение разговорами о «законной» конопле.
«Никто, на самом деле, толком не знает, что разрешено, а что запрещено. Нам нужна новая законодательная система, прежде всего, для того, чтобы положить конец черному рынку марихуаны, обеспечить налоговую прозрачность и снизить имеющиеся риски для здоровья потребителей».
В 2008 году 63% граждан Швейцарии проголосовали против народной законодательной инициативы «За разумную политику в отношении марихуаны в сочетании с эффективными мерами защиты интересов молодежи» («Für eine vernünftige Hanf-Politik mit wirksamem Jugendschutz»), предлагавшей полностью декриминализовать личное потребление марихуаны. Тем не менее сам по себе вопрос с повестки дня не исчез, перейдя на кантональный и муниципальный уровни.
Параллельно город Берн объявил о запуске проекта по изучению результатов регулируемой продажи продуктов с содержанием каннабиатов в аптеках. Цель проекта состоит в том, чтобы выяснить степень эффективности тех или иных механизмов регулирования рынка марихуаны.