Гёте-Институт активно работает в России уже более 20 лет. Тем не менее, число изучающих язык и учителей немецкого постоянно снижается — в первую очередь, из-за того, что английский считается в школе основным иностранным языком, и все меньше школьников выбирают немецкий в качестве второго иностранного языка. Какое значение имеет введение второго обязательного иностранного языка в российских школах для Гёте-Института?
Число изучающих немецкий язык в последние 12 лет фактически уменьшилось более, чем в половину, за последние 5 лет — еще на 24%. Однако, до сих пор в российских школах примерно 1,5 миллиона школьников изучают немецкий язык. И это все же очень впечатляющее число!
Если анализировать статистику по немецкому языку как иностранному в России за последние годы, то можно отметить и позитивные тенденции: в качестве второго иностранного немецкий совершенно определенно занимает второе место в российских школах. Отдельные типы учебных заведений, например, гимназии, выбрали изучение именно немецкого языка.
С введением второго обязательного иностранного языка в российских школах Гёте-Институт достиг самой важной цели в языковой политике. В Год немецкого языка и литературы в России 2014/2015 мы направили все усилия на то, чтобы обратить внимание общественности на положение немецкого языка как иностранного в российских школах. А также на то, что должно быть сделано, чтобы немецкий стал вторым иностранным языком в школах.
Какие мероприятия планирует Гёте-Институт, чтобы поддержать российские школы при введении немецкого языка как иностранного?
Несмотря на радостную новость о введении второго обязательного иностранного языка, немецкий язык не войдет в программы школ автоматически, сам по себе.
Есть данные исследования, на которые мы и наши партнеры в российской образовательной системе смотрим с большой тревогой: сокращение числа преподавателей немецкого с 2003 года с 37 тысяч до примерно 16 тысяч человек — в целом приблизительно на 57%. Уменьшение количества учителей происходит параллельно сокращению числа изучающих язык. Чтобы изменить эту тенденцию, нужно сделать важным элементом нашей будущей стратегии образование и повышение квалификации учителей.
При этом мы будем интенсивно поддерживать педагогические вузы и институты повышения квалификации. Наши предложения по образованию, повышению квалификации и дальнейшему развитию расширяются и будут целенаправленно направляться в школы и вузы для учителей немецкого языка.
В прошлом году мы смогли добиться результатов в этом направлении, когда нам удалось заключить с региональными министерствами договоры сотрудничества. Вместе с российскими вузами мы разработали совместные предложения по повышению квалификации. Все это мы должны систематически совершенствовать и развивать.
Мы знаем, что с того момента, как английский стал основным языком, очень многие учителя немецкого стали работать преподавателями английского. Поэтому мы хотим под девизом «Разбудить уснувших учителей немецкого» предложить ряд мероприятий, направленных на бывших учителей немецкого. С их помощью мы планируем, если можно так выразиться, «реактивировать» учителей, чтобы облегчить им возвращение в преподавание немецкого, прежде всего, с помощью языкового и методического/дидактического повышения квалификации. В рамках нашей программы для учителей «Deutsch lehren lernen», которая включает в себя обучение и онлайн, и офлайн, мы хотим повысить уровень как можно большего числа учителей со всей России.
Как вы мотивируете российских школьников и студентов к изучению немецкого языка?
Больше половины всех изучающих немецкий язык хотят учиться в Германии или надеются получить больше шансов в профессиональной карьере в России. Это мы выяснили во время опроса, который провели в прошлом году среди российских студентов.
Наша главнейшая линия — создать образовательные контексты или даже пояснить, когда употребляется немецкий язык. Это означает, что мы делаем особый акцент на карьерном элементе немецкого языка, следовательно, немецкий рассматривается для учебы и профессии. Важный момент при этом — наша образовательная программа «Мост в немецкий университет», которая действует с 2014 года. С ее помощью российские школьники с 9 класса готовятся в языковом, профессиональном и межкультурном плане к учебе в Германии.
Еще одна основная тема — «Немецкий в профессии». Так, этой теме посвящен целый проект, в рамках которого, например, мы проводим конкурс видеороликов для учащихся учреждений среднего профессионального образования «Немецкий в моей профессии» и опрос среди руководителей и учителей немецкого языка в этих образовательных учреждениях. В будущем мы хотим активно предлагать новые идеи, которые могут вдохновить, прежде всего, молодых людей на изучение немецкого языка.
Некоторое время Гёте-Институт поддерживает обучение немецкого языка в государственных детских садах. С этого сентября также появились детские курсы в Гёте-Институте в Москве, а 11 октября вы проводите фестиваль «Немецкий детский университет» для детей от 7 до 13 лет. Почему дети стали вашей новой целевой группой?
В принципе это связано с вышеназванными аспектами. Что касается детских курсов, мы, в первую очередь, ориентируемся на спрос. Многие родители уже давно переживали, что мы не предлагаем курсов для самых маленьких. К тому же наша цель — вдохновлять на изучение немецкого, начиная с раннего возраста. Вдохновить не получается, когда голословно утверждаешь, что немецкий — это классно. Для маленьких детей это нужно еще доказать.
Дети — это своего рода сейсмографы, на них любую идею можно проверить. Ведь они учатся легко, с сердцем и пониманием. Если им стало любопытно и понравилось, они остаются с нами. Поэтому раннее обучение немецкому языку остается с 2011 года ключевым пунктом нашей языковой работы. В проекте «Немецкий с Зайчишкой Хансом» мы работаем в 100 российских детских садах и 18 педагогических вузах.
Сейчас мы развиваем новый большой онлайн-проект «Российско-германский детский онлайн университет», в рамках которого дети и подростки, изучающие немецкий язык, попадут в неформальное виртуальное учебное пространство. В Германии детские университеты — это очень успешный формат. Мы хотим вызвать любопытство и интерес у детей с помощью нашего увлекательного, практически ориентированного содержания в комбинации с немецким языком.
Гёте говорил: «Детям нужны корни и крылья». В нашем детском университете они получают и то, и то: пускают корни в своем образовательном горизонте, а новые знания и открытия их окрыляют. Главное при этом — сделать возможным устойчивое и экспериментальное обучение во всех смыслах.
Как вообще функционирует наука и обучение немецкому вместе? И почему эта комбинация так важна в образовательной работе Гёте-Института?
В центре нашей образовательной работы — не столько наука, сколько ориентированное на практическое знание обучение. Это модель, противоположная основанному на фактах заучиванию наизусть. Школьники не должны быть лишь потребителями учебного материала, но они должны заниматься «Learning by doing». Для хорошего обучения важна высокая личная активность учеников, а это лучше всего получается во время работы с проектами, которые школьники сами разрабатывают и активно организуют. Так можно ответить на ваш вопрос о мотивации тех, кто изучает немецкий.
Это содержательный аспект очень последовательно прослеживается во всех наших проектах. Например, с помощью CLIL (Content and Language Integrated Learning, предметно-ориентированное обучение иностранному языку) обучение различным предметам становится возможным благодаря иностранному языку. Немецкий язык не является непосредственно предметом занятия, но при этом он становится средством для разработки нового содержания и концептов, повторения пройденного, расширения и углубления. Охрана окружающей среды — например, тема, которая вдохновляет молодежь во всем мире, так как они могут сами понять и почувствовать, что их действия способны изменить мир вокруг.
В нашем конкурсе «Школа за экологию» школьники 7–10 классов изучают проблемы окружающей среды в своих регионах и сами разрабатывают решения этих проблем. При этом они приходят к выводу, что вести исследование на иностранном языке совсем не сложно.
Их сопровождают и поддерживают преподаватели немецкого языка и предметов, а также известные ученые и эксперты в области охраны окружающей среды. Благодаря этому возникают их первые контакты с российскими и германскими университетами.
Похожий основной принцип мы соблюдаем с так называемыми MINT (Mathematik, Informatik, Naturwissenschaften, Technik – математика, информатика, естественные науки, техника) -академиями. MINT-академии мы создали для предметных занятий по математике, информатике, естественным наукам и технологии. Также талантливые школьники учат здесь немецкий, при этом активно взаимодействуя с научным содержанием.
Какие перспективы открывает немецкий язык для российских школьников? Какие шансы у них есть в будущей учебе и профессии?
Английский развивается как международный язык общения и считается обязательным. Знание еще одного иностранного языка — это дополнительная квалификация, которая может стать решающим критерием успеха в начале профессиональной деятельности. «Английский — обязателен. Немецкий — это плюс», — сказала как-то бывший президент Гёте-Института Ютта Лимбах.
Чего вы хотите добиться в ближайшие годы в области языковой и образовательной работы в России?
Конечно, было бы важно стабилизировать число тех, кто учит язык, и тех, кто преподает, а еще лучше увеличить это число. Если при этом мы с нашими проектами сможем внести вклад в развитие инновационных школьных занятий, а затем приблизить открытый и свободный от предрассудков диалог между нашими странами, это было бы великолепно.