Ответим сразу: портвейн в Португалии любят. Да и как можно не любить напиток, давший имя целой стране (по версии некоторых ценителей алкоголя, слабо знакомых с историей)? Vinho porto потихоньку цедят из маленьких рюмочек после еды, наслаждаются вкусом. Вот уважаемый портвейн тони (tawny), его любят и ценят за то, что он созревает не в бутылках, а в бочках, и вкус получается насыщенный и глубокий.
Вот руби (ruby), он темно-красный и по вкусу определенно отличается от тони, но такой же крепкий и густой, хоть и созревает в бутылках. Белый портвейн (porto branco) более сладкий и совсем десертный, хорошо идет с пирожными и другими любимыми португальцами сладостями. Но практически невозможно встретить португальца, который бы пил портвейн систематически и помногу. Это скорее напиток для вкуса, аромата и настроения.
Возможно, из-за такого скромного и уважительного отношения к портвейну его продажи в Португалии начинают сокращаться. В 2012 году реализация ведущего напитка страны снизилась на 12%, однако рядовые португальцы не считают это большой проблемой. Представьте себе, что в новостях сообщили, будто в России снизилось потребление водки на 12%, а в мировом масштабе – на 4%. Кто из россиян расстроится, кроме производителей алкоголя? Скорее всего, люди пожмут плечами: сегодня уменьшилось, завтра увеличится, невелика беда. Примерно так же рассуждают и португальцы.
Для ежедневного употребления жители Португалии предпочитают легкие сухие вина, чаще всего – белое (vinho branco). Оно идеально подходит для местной жаркой погоды, освежает и почти не пьянит, потому белое вино и становится главным массовым напитком. Благо, что выбор вин в магазинах и барах огромен. Можно купить за пару-тройку евро бутылочку приличного регионального вина из Алентежу или Сетубала, вот они-то и становятся основным выбором португальцев.
Порой можно увидеть, как из задней двери ресторана официант вывозит огромный мусорный бак, набитый пустыми бутылками из-под белого вина – значит, внутри заведения идет долгая и веселая гулянка. Белое вино здесь с успехом заменяет пиво, которое, кажется, продается только в связке с футболом, да и то не всегда.
Отличный вариант белого вина – vinho verde, в дословном переводе «зеленое вино». Этот молодой напиток с небольшой газированностью также пользуется большой популярностью при жаркой погоде, главное охладить его как следует. В зеленом вине чувствуется молодость винограда, солнечный свет и ветер, оно немного слабее обычного белого вина (9–10 градусов против 11–13), что позволяет не превращать дегустации в полуночный банкет с цыганами и танцами на столах.
Для тех, кто любит более интенсивный вкус, можно остановиться на красном сухом вине (vinho tinto). Оно хорошо к мясу и закускам, но в больших количествах португальцы его обычно не пьют: содержащийся в красном вине танин в больших количествах не очень благотворно влияет на желудок, а у многих людей ферменты красного вина и вовсе вызывают аллергию и повышенную кислотность, поэтому с красным стоит практиковать умеренность.
Португальская молодежь солидарна с отцами в нелюбви к пиву, но и к вину не особо тяготеет, предпочитая коктейли или просто более сладкие напитки? например, сангрию. Ее наливают практически в каждом баре: в тех, что попроще, – из кег, как пиво, а в заведениях покруче сангрию смешивают вручную.
В сухое красное вино льется понемножку портвейна, рома, капелька ликера, крошатся яблоко и апельсин. В омут вина сыплется сахар и ваниль, а сверху плывет переломленная пополам палочка корицы. Все это вместе очень вкусно, сладко, ароматно, и создает невольное ощущение праздника. Также в меню баров нередко встречается мохито, а в тусовочном районе Лиссабона Байру Алту рулят южные коктейли на основе самбуки, рома или водки: кайпирошка, кайпиринья, морангошка, и другие их родственники. Это смеси большой убойной силы, но зачастую именно такого эффекта и ждут от вечерних коктейлей: выпил один, пришел в определенную кондицию, и можешь тусоваться продолжительное время, не чувствуя необходимости в дозаправке.
Ну, и напоследок хочется сказать главное: в Португалии практически нет пьяных на улицах. Тут скорее можно встретить бездомного, спящего в картонной коробке под банкоматом, чем храпящего под забором пьяницу. Можно ли понять умом, почему в стране, в которой литр вина можно купить за 75 центов, на улицах нет пьяных? Наверное, можно.
Дело в культуре отношения к алкоголю и к своей персоне. Здесь в чести не погоня за энтропией и саморазрушением, а здоровый гедонизм и умение радоваться жизни в каждой ее капле – будь это капля самого вкусного на свете портвейна, соломенного сухого вина или опалесцирующей в свете уличных фонарей термоядерной кайпирошки.