Вкратце расскажу об историческом событии, которое легло в основу фильма. Мне, воспитанному на героике российских побед 1812 года, это было особенно интересно и познавательно. В 1810 году шла ожесточенная борьба с войсками Наполеона. Нужно было любой ценой удержать Лиссабон от вторжения французских войск, и союзническая англо-португальская армия во главе с виконтом Веллингтоном (в то время еще не носившем титула маршала и графа) начала постройку двух линий укреплений между Лиссабоном и городом Торреш-Ведраш.
Эти фортификационные сооружения получили названия «Линии Торреш», или «Линии Веллингтона». Армия французского маршала Массена на смогла преодолеть эти рубежи, встречая упорное сопротивление, усугубленное «тактикой выжженной земли»: французов окружали покинутые земли, на которых было невозможно получить пропитание. В итоге наполеоновская армия бесславно отступила из Португалии.
Известный во всем мире чилийский кинорежиссер Рауль Руис, культовая фигура среди французских любителей кино, решил увековечить этот исторический период в кинематографе и начал работу над фильмом, но 19 августа 2011 года скончался, так и не приступив к съемкам. Друзья и родные великого режиссера решили, что начатое Раулем кино «Линии Торреш» нужно обязательно снять, и снять хорошо – чтобы оно стало настоящим памятником режиссеру, венцом его земного пути. Свое согласие на участие подтвердили все звезды, которые работали с Раулем Руисом, а его жена и постоянная соратница Валерия Сармьенто заняла пост режиссера картины.
Итак, 7 декабря, с блокнотом наперевес, я пробирался к месту сбора артистов из числа массовки. Роль мне досталась такая, что лучше и не пожелаешь: пехотинец португальской армии! Кивер с серым султаном, сине-красный потрепанный в боях мундир, бесчисленные портупеи – я даже не знал кем себя ощущать, Пьером Безуховым или бравым солдатом Швейком. Но потихоньку влился в киношную струю и начал разведку.
В кино все происходит не так последовательно, как в жизни. Поэтому в первый день в окрестностях Синтры (в реальном месте событий) мы снимали праздник в честь нашей победы. Буйный разгул веселья, рекой льется воображаемый мускатель, столы ломятся от бутафорского хамона и прочей снеди. Смех, радость, братание португальцев и англичан - и на фоне этого диалоги главных действующих лиц.
– Смотри! – толкает меня в бок молодой португальский парень, играющий английского солдата. – Это же Нуно Лопеш!
Я гляжу на молодого мужчину в форме португальского касадора (егерь или снайпер – в русской армии нет прямого аналога этой военной специальности, разве что использовать древнее слово «стрелец»). Понурив голову, он произносит на камеру свой небольшой монолог. И в интонациях слышится действительно актерская сила.
– Известный актер? – осторожно интересуюсь.
– Да, да! Очень известный.
– Послушай, тут ведь должны сниматься Малкович и Катрин Денев.
– Слышал, – равнодушно кивает он, и тут же продолжает восторженно: – Но тут же сам Нуно Лопеш!!!
Массовка очень чутко реагирует на звезд. Уже в другой день съемок, в очередной короткий перерыв, к нашему месту отдыха подошла молодая актриса – посидеть на травке, выкурить сигарету. Солдаты побросали ружья и начали подходить к ней: сказать пару слов, попросить сфотографироваться. Спрашиваю своего собрата по оружию – португальского пехотинца, довольно рассматривающего на фотоаппарате свежий снимок.
– Как зовут синьору, с которой ты фотографировался?
– Сорайя Шавеш, – отвечает он удивленно. – Ты что, ее не узнал?
Действительно, не узнать актрису и модель, чье изображение не сходит со страниц глянцевых журналов, да к тому же бывшую подругу футболиста Криштиану Роналду – это надо постараться. Оправданием может служить только необычный наряд и грим.
«На историческом фоне происходят приключения множества персонажей из всех слоев общества, – говорят о будущем фильме его создатели. – Солдат и гражданских лиц, мужчин, женщин и детей, молодых и старых – в повседневной жизни страны, раздираемой войной, в разоренных селах с уничтоженными посевами, обугленными лесами. Люди страдают от неблагоприятных погодных условий, их ожесточенно преследуют французы, но массы беженцев продолжает двигаться вперед, стиснув зубы. Одни – лишь бы спасти свою шкуру, другие – ради сопротивления оккупантам и их изгнания из страны, третьи – в надежде воспользоваться беспорядком и удовлетворить низменные инстинкты.
Каждый человек, независимо от характера и мотивации – молодой сержант Франсишку Ксавьер, который влюбляется в жену своего погибшего английского друга, или аферист Пенабранка – скрещивают свои пути на линии Торреш, где в финальной битве решится судьба каждого из них».
Я шел по дорогам Синтры вместе с этими людьми. С винтовкой на плече и штыком на поясе. Бок о бок с с беженцами, влекущими на себе свой скарб, людьми всех сословий, которых захлестнула волна войны. Словно перенесясь на двести лет назад, в осень 1810 года...
Выход картины на экраны ожидается в сентябре 2012 года. В португальском прокате фильм будет называться “As Linhas de Torres”, в английском – “The Lines of Wellington”, и «Фиаско» – во французском варианте. Кроме полнометражного кино, будет создан мини-сериал из трех эпизодов по 45 минут каждый. Фильм действительно готовится глобальный. Не зря продюсер Паоло Бранку описал его, как «своего рода «Война и мир» на португальском языке». Массовый, картинный, постановочный, костюмный, с большим количеством звезд португальской и мировой величины.
Добавьте к этому Малковича в роли Веллингтона, поддержку мирового киносообщества, усилия кинокомпании Alfama Films, 4,5 миллиона евро на бюджет, всемерную помощь местных властей и жителей. Этот фильм просто обязан выйти удачным! Полным борьбы и страдания, страстей и расплаты, героизма и победы.