Еще в 2011 году правительство обнародовало список предприятий, которые планируется выставить на продажу. Иногда это называют приватизацией, иногда – торговлей, реже – рейдерством, а на деле речь идет о продаже государственных пакетов акций крупных предприятий.
Первым в списке стоит ТАР Portugal – главный авиаперевозчик страны, единственная авиакомпания, которая сегодня выполняет прямые рейсы Москва – Лиссабон. Интерес к этому активу уже проявили некоторые европейские перевозчики, и их можно понять: вместе с ТАР они получат разветвленную маршрутную сеть и сотни тысяч лояльных клиентов, которые души не чают в ведущей авиакомпании Португалии.
Список предприятий на продажу поразил португальцев своей внушительностью. У многих сложилось впечатление, что продается не какие-то виртуальные акции, а вся страна, потому что многие компании – символ и гордость Португалии, постоянно на виду и на слуху. Вот список компаний, озвученный правительством в 2011 году:
В транспортной отрасли:
CP Carga (железнодорожные грузоперевозки);
ANA – «Аэропорты Португалии» (управляют столичным аэропортом Портела и рядом других наземных авиапредприятий);
авиакомпания TAP Portugal.
Энергетика:
GALP (разработка, добыча и переработка нефти и газа, сеть автозаправочных станций, продажа газа для конечных потребителей);
EDP (одна из ведущих мировых компаний в сфере ветроэнергетики);
REN (национальная система транспортировки электроэнергии и газа).
Связь:
RTP (государственная сеть теле- и радиовещания, главная телекомпания с многолетней историей);
CTT (почтовая сеть Португалии).
Водоснабжение:
Águas de Portugal (государственная система водоснабжения – именно эта компания поставляет воду в каждый португальский дом).
Финансы:
Segurador da Caixa Geral de Depósitos (страховое подразделение крупнейшего банка Португалии).
Казалось, что такого не может случиться, что никто не станет распродавать Португалию по частям. Желчные журналисты кричали о том, что Евросоюз вынуждает Португалию за бесценок продавать лучшие предприятия, что все это выглядит как рейдерство: сначала поставить страну на грань банкротства, а потом скупить за копейки.
Правительство в ответ объясняло, что на продажу выставляются невыгодные предприятия, которые имеют слишком малую норму прибыли, но требуют больших инвестиций, для которых сейчас совсем нет средств.
В январе 2012 года правительство Португалии официально объявило, что энергетическиую компанию EDP, владеющую ветряными электростанциями по всей стране, продают китайским инвесторам. За 21,35% акций EDP китайская компания Three Gorges готова заплатить 2,69 млрд евро – по словам португальского правительства, это предложение было признано «наиболее финансово сильным и самым лучшим среди конкурентов».
В целом китайские инвесторы собираются вложить в португальскую экономику 8 млрд евро: еще два миллиарда они отводят на выкуп акций EDP у миноритарных держателей, и около 4 млрд евро будут выделены китайскими банками в виде кредитов на развитие национальной экономики в целом.
Нужно сказать, что EDP никогда не выглядела слабой и неприбыльной компанией. Она хорошо распределена географически и ведет свою деятельность в нескольких странах.
Португальская ветроэнергетика на мировом уровне смотрится очень достойно и представительно: на ее долю приходится, по разным оценкам, от 13 до 25 процентов всего мирового производства ветряной электроэнергии. Счета за электричество, которые каждый месяц получают португальцы, также приходят от имени EDP: значит, в ее руках и доставка электроэнергии конечным потребителям. Кусок очень лакомый, и китайцы это очень хорошо понимают.
В последние годы Китай очень активно инвестирует в европейскую экономику, и практически всегда делает это с выгодой. Вот и сейчас, после публикации новостей о сделке с EDP акции компании Three Gorges выросли на лиссабонской бирже более чем на 5%. Но будет ли эта сделка, да и все остальные из числа запланированных, полезны для Португалии?
Для развития экономики и получения прибыли всегда лучше сохранять работоспособные предприятия и развивать их, тем более такие значимые и успешные, как EDP. Остается только уповать на знания и профессионализм португальского правительства: доверие к руководству в кризисный период еще важнее, чем эффективная работа предприятий.