Подпольный Uber против тухлых яиц и протестов

Недавно я встречал друзей в лиссабонском аэропорту и поневоле стал свидетелем необычного поведения таксистов. На многих машинах пестрели свежие черно-красные наклейки «Não à Uber» («Нет Уберу!»), «Stop Uber» и другие подобные призывы. Водители машин, ожидающие очереди на загрузку пассажиров, о чем-то тихо переговаривались. Лица у всех серьезные, решительные. Просмотр дневных новостей подтвердил опасения: я стал свидетелем очередного витка борьбы с Uber в Португалии.

Что такое Uber, прекрасно знают во всем мире - это американская компания, создавшая одноименное мобильное приложение для поиска, заказа и оплаты такси или частного водителя. Сервис стал причиной конфликтов во многих европейских государствах, включая Германию, Францию, Нидерланды, Италию. Камнем преткновения становится отсутствие лицензий у водителей Uber и заниженные тарифы.

Великое Таксистское Противостояние при Лиссабоне началось в 2015 году. Платформа Uber официально была признана противозаконной в Португалии: Центральный суд Лиссабона 28 апреля 2015 года запретил услуги посредством Uber, и это решение было подтверждено в июне в том же суде. Однако вопреки решению Uber-водители продолжают возить пассажиров.

Казалось бы: зачем тебе в Португалии еще и Uber? Лицензионное городское такси стоит копейки, по цене конкурирует даже с автобусами и метро. Автомобили все новые, вылизанные, просторные. Проблем с поиском машин никаких. Как на такой идеальной почве вырастает Uber? Оказывается, вырастает и цветет пышным цветом. Как бы дешево ни стоила поездка, всегда найдется частный извозчик, который согласится ехать чуть-чуть дешевле. Ему налоги не платить, поэтому заработок - почти чистая прибыль.

Первые шумные следы борьбы профессиональных таксистов и Uber-бомбистов выплеснулись на страницы прессы в августе 2015 года. Таксисты объявили о запланированной на начало сентября акции против сервиса Uber. Такое решение было принято  в Порту и Коимбре на заседаниях Национальной ассоциации автомобильных перевозчиков на легковых автомобилях (ANTRAL). Чуть позднее аналогичные совещания прошли в Лиссабоне и Фару.

Алексей Самойлович

Алексей работает в журналистике уже больше 15 лет. Среди всех стран и краев света он больше всего ценит Португалию - маленькую и уютную, на самом западном берегу Евразии. Только сейчас мы начали по-настоящему узнавать эту страну с великой историей и не менее интересным настоящим, и во многом это заслуга Алексея Самойловича. Вперед, сквозь время и тысячи километров.

Президент ANTRAL Флоренсиу Алмейда прямо заявил, что Uber «является незаконным, но все еще работает и покрывается правительством». «Мы не можем допустить такого развития ситуации, мы выйдем на улицы, чтобы показать, что правительство должно следить за исполнением законов Португалии и судебных решений. Правительство не может находиться вне законодательного поля», - добавил президент ANTRAL.

Дождавшись 8 сентября, таксисты провели демонстрацию, но акция не принесла желаемого эффекта. Uber и не думал прекращать работу, а одна из фирм, использующих эту платформу для поиска клиентов, заявила, что ее работа «полностью соответствует действующему законодательству», и клялась, что работает с лицензированными водителями, которые платят налоги.

Представитель попросил не называть его имени, однако добавил, что «технология является инструментом, который важно модернизировать и улучшить для развития сектора в целом».

От этого заявления ряды запрещенного Uber не только не поредели, но и наполнились новыми водителями-любителями. Таксисты, недобро сопя, потянули из-под сидений «выключатели»: гаечные ключи, биты и прочий инвентарь.

Поняв, что даже выигрыш в суде не решил проблемы, лицензированные таксисты начали расширять арсенал средств. В ход пошли демонстрации, пикеты, транспаранты и лозунги - чтобы донести информацию до правительства, журналистов и народных масс.

Не было забыто и живое общение с адептами Uber. Их отлавливали около аэропорта и в других популярных местах приема пассажиров, закидывали машины яйцами, на словах доносили информацию о противозаконности работы без лицензии. В сложных случаях в ход шли кулаки и другие доводы.

Аргументы и позиция официальных таксистов предельно прозрачна и понятна: люди покупают лицензии, специально перекрашивают и оборудуют автомобили, по полной программе платят государству налоги. В эту схему не вписываются жулики, существование которых признано противозаконным на самом высоком уровне.

Позиция, занятая компанией Uber, тоже довольно интересная: они говорят, что их работа связана только с ИТ-технологиями, а есть или нет в системе какие-то такси - это их не касается.

18 марта 2016 года португальские таксисты, доведенные до крайности, предприняли беспрецедентный шаг: на встрече с помощником госсекретаря по окружающей среде Жузе Мендешем они предложили увеличить число штрафов за незаконную работу операторов такси. По задумке Португальской федерации такси, штрафы нужно поднять с 200 до 4000 евро, а также увеличить количество статей и наказуемых нарушений.

Представители федерации отметили, что это не направлено только на тех, кто использует Uber, а должно распространяться на всех нелегальных таксистов.

29 апреля - в тот самый злополучный день, когда я оказался в аэропорту Лиссабона - в акции протеста против Uber приняли участие 5300 таксистов по всей Португалии. Из них 4000 в самом Лиссабоне и еще 400 - в аэропорту.

Около 10.00 утра процессия автомобилей на предельно малой скорости выехала на маршрут протеста и медленно прокатилась по столице, привлекая внимание гудением клаксонов и криками протеста. По подсчетам журналистов, это была самая большая демонстрация такси за всю историю Португалии.

А что же люди, пассажиры? Мы совсем забыли о них. Что они думают об Uber и творимом им вопиющем беззаконии? Компания Eurosondagem провела 25, 26 и 27 апреля 1025 телефонных интервью и выяснила, что большинство жителей Лиссабона и Порту хотят, чтобы Uber  продолжил работу в Португалии. Особо респонденты указывали на удовлетворение способом связи и технологией, связанной с этой службой.

Из 26,2% респондентов, которые испытали на себе услуги Uber, 94,1% оценили их опыт как «очень хороший» или «хороший». Что касается законодательства, 72,3% опрошенных граждан согласны на работу платформы Uber в Португалии, 9,8% не согласны, а 17,9% не знают либо оставили вопрос без ответа.

87% жителей Лиссабона и Порту считают, что транспортные услуги могут улучшить с использованием технологий и инноваций, и только 1% не согласны с этим утверждением.

Выходит, что многократно осужденный и преследуемый Uber не так уж и плох, масса поклонников не собирается давать его в обиду. Значит, Великое Таксистское Противостояние продолжится, пока все участники не войдут в единую и законную колею.