Португалия для русских

Часто спрашивают: а есть ли вообще россияне в Португалии? Как они там? Скучают, наверное, по березкам и докторской колбасе, в океане зимой делают проруби и купаются?

Сказать откровенно – русских в Португалии совсем немного. Вот украинцев и молдаван изрядное количество, они практически сформировали собой предыдущую волну иммиграции около 12 лет назад. Тогда как раз развалился Советский Союз, границы сами собой открылись, а в Португалии наблюдался острый дефицит рабочих строительных специальностей. Вот и поехали бывшие советские граждане на заработки на край Европы.

С тех пор, конечно, многое в мире поменялось, но украинцев в Португалии по-прежнему очень много – около 11% от общей массы иммигрантов. Молдаван вчетверо меньше, а вот россиян на этом фоне почти не видно: в лучшем случае пара процентов. По данным SEF, в 2012 году в Португалии легально проживало 11503 молдаванина, 44074 украинца и 4581 россиянин (из 417 тысяч иммигрантов со всего мира).

Однако скорбеть об этом не стоит. Похоже, что россияне просто избрали другую технологию житья в Португалии. Наши соотечественники очень часто покупают португальскую недвижимость и уезжают обратно в Россию, оставляя купленное жилье либо для регулярных поездок на отдых, либо для сдачи в аренду (долгосрочно или сезонно). Таким образом, ориентированные на Португалию россияне готовят себе «дальние дачи» для тихой жизни в будущем.

При этом стоимость жилья, которая может привлечь россиянина, абсолютно непредсказуема. От 30-50 тысяч за маленькую квартиру-студию до 300-500 тысяч за виллу с видом на океан и далее, сколько позволяет банковский счет – хоть за пять миллионов евро, хоть за двенадцать, знай выбирай.

Алексей Самойлович

Алексей работает в журналистике уже больше 15 лет. Среди всех стран и краев света он больше всего ценит Португалию - маленькую и уютную, на самом западном берегу Евразии. Только сейчас мы начали по-настоящему узнавать эту страну с великой историей и не менее интересным настоящим, и во многом это заслуга Алексея Самойловича. Вперед, сквозь время и тысячи километров.

В августе 2013 года все российские СМИ сообщили, что Анатолий Чубайс избавился от недвижимости в Португалии. И пусть это была лишь доля 50% в квартире площадью 85 кв. м., а все равно приятно, что видный политик тоже так или иначе приобщался к радостям португальской жизни.

Таким образом, русская диаспора в Португалии складывается своеобразная. Конечно, существуют объединения и клубы: «Дом русского языка и культуры»,  «Республика» и многие другие. Например, «Ассоциация поддержки иммигрантов им. Св. Бернардо» в Авейру: изначально она была организована мэром города для помощи всем иммигрантам и облегчения их адаптации в португальскую среду.

Периодически устраиваются концерты, самодеятельные мероприятия, совместные праздники. Практически при каждой ассоциации существуют воскресные школы для детей – в первую очередь, чтобы поддержать знание русского языка, сохранить в ребенке связь с Россией. Однако возможность ежедневного обучения есть только в «Первой славянской школе» в Лиссабоне. Здесь дети могут учиться либо каждый день по будням, либо только по субботам, в зависимости от выбранной схемы. Школа разделена на две части – украинскую и русскую, обучение ведется на родных языках, а после окончания есть возможность получения российского аттестата о среднем образовании.

Несмотря на большую и важную работу, которую проводят ассоциации, говорить о каком-то мощном объединении россиян в Португалии не приходится: те же украинцы действуют намного активнее, с размахом, и уже даже собираются возводить в Лиссабоне памятник Тарасу Шевченко.

Огромную работу по помощи иммигрантам оказывает португальская государственная структура ACIDI – Высший комиссариат по делам иммиграции и межкультурному диалогу. Его Национальные центры помощи иммигрантам (CNAI) действуют в трех главных городах страны (Лиссабоне, Порту и Фару), и это действительно реальная помощь.

Сотрудники CNAI знают русский язык и готовы помочь с решением любой проблемы. Например, так сложилась судьба, и человек оказался в Португалии нелегально. Что делать, как с достоинством выйти из ситуации? Можно обратиться за консультацией, и тебе подскажут правильный вектор движения. Или, наоборот, человек хочет легально приехать в Португалию, открыть свой бизнес, или поменять российские водительские права на португальские, или устроиться на бесплатные курсы португальского языка – тогда прямая дорога в CNAI.

А знаете ли вы, что при ACIDI действует служба телефонных переводчиков для преодоления языкового барьера? Совершенно бесплатно, человек платит только за телефонный звонок. То есть если ты не очень хорошо говоришь по-португальски, но необходимо составить с кем-то телефонный разговор, можно позвонить в эту службу, и весь ваш диалог будет переводиться оператором в режиме конференц-связи.

Перевод возможен с португальского на 47 языков, включая русский. Единственная сложность: если в настоящий момент на месте не будет оператора, который говорит на нужном вам языке, будет назначено время, когда такой разговор возможен.

Поверьте, такой телефонный сервис – большое подспорье: если в беседе лицом к лицу можно обойтись минимальным запасов слов, компенсируя их недостаток мимикой и активной жестикуляцией, то по телефону это не срабатывает, а результат разговора иногда бывает очень важен.

Что касается продуктовой адаптации, то португальская кухня довольно хорошо сочетается с кулинарными предпочтениями россиян. Для тех же, кто не мыслит жизни без гречневой крупы и «Бородинского» хлеба, открыты магазины с привычными «русскими» товарами. Условно русскими, потому что подавляющее большинство из них делается в Германии по старым советским ГОСТам, то есть вкусно и качественно.

Подобные магазины есть далеко не в каждом городе Португалии, но при желании всегда можно найти и доехать. Кто знает, может, со знакомыми продуктами и заграница покажется россиянину ближе и роднее?