В самой Британии этот австралийский актер достиг высот в модельном бизнесе, снимался в популярных телепередачах, но после роли Бонда в фильме «На секретной службе Ее Величества» получил массу негативных отзывов критики с одной стороны и огромную поддержку друзей, которые говорили, что роли затхлого Джеймса Бонда - слишком низкий уровень для такого гения.
В итоге Лэзенби отказался от дальнейшего участия в фильмах о секретном агенте. И нельзя сказать, что его дальнейшая работа была совсем уж бесполезной для зрителя - чего стоят хотя бы роли в восьми фильмах из цикла «Эммануэль»... Но для поклонников Бонда Лэзенби всегда будет идти где-то позади, в тени Коннери, Мура, Броснана, Крэйга и даже Тимоти Далтона.
Многие обожают Бонда в исполнении Шона Коннери - и да, он прекрасен. Прекрасен своей поднятой вверх бровью, диковатой ухмылкой и нарядом, в котором, что бы ни было надето на гордом шотландце, все равно видится смокинг с торчащим из-под него килтом.
Другие ценители готовы поставить все на чопорного Роджера Мура - англичанина до последней ниточки пиджака из самого дорогого отдела Harrods.
Чем же нам так интересна именно эта серия Бонда, «На секретной службе Ее Величества», так поколебавшая самооценку силача Лэзенби? Да тем, что весь этот фильм пропитан Португалией. В первых же кадрах мы узнаем дорогу по берегу порта Кашкайша, и спустя пару секунд Бонд начинает автогонку по горному серпантину около пляжа Гиншу - в направлении от мыса Кабо-да-Рока к Кашкайшу. Это одна из самых красивых дорог Португалии, неспроста киношники выбрали именно ее.
На крутых поворотах Бонд-Лэзенби огибает типичные португальские мельницы, которые никогда не спутаешь ни с испанскими, рожденными для позора Дон Кихота, ни с русскими, рожденными невесть для чего - наверное, для помола муки.
И вот уже закипела драка на белом песке Гиншу. Бонд уничтожает лиходеев сначала португальским якорем-кошкой, потом обгрызенным местной треской-бакаляу веслом, а потом и вовсе швыряет гадкого врага в расставленные для просушки сети. И уносится вдаль на ревущем Aston Martin к отелю Hotel Estoril Palacio в городе Эшторил, где ему сразу же предлагают самый лучший номер, в котором трехспальная кровать расположилась на балконе с видом на бассейн.
Не теряя времени даром, Бонд направляет свои стопы в знаменитое казино «Эшторил», которое во время Второй мировой войны стало главным прибежищем европейских игроманов. И до сих пор многие ценят его намного выше, чем прославленное Монако с его Монте-Карло.
По Португалии ходит такой слух, что на съемках современного фильма «Казино Рояль» с Дэвидом Крэйгом в главной роли создатели обращались в администрацию казино «Эшторил» с просьбой организовать съемки у них в игровых залах. Но владельцы отказались. Мол, у нас гости, им ваши видеокамеры и суета неинтересны. И вообще, кто такой этот Джеймс Бонд? У нас серьезное заведение, езжайте в свой Лас-Вегас.
Не знаю, есть ли хоть слово правды в истории про «Казино Рояль», но есть истина в другом: что Бонд-Лэзенби играл в баккару в эшторильском казино, заплатил за проигрыш главной героини Трейси кругленькую сумму, а потом заказал в номер шампанское Dom Pérignon 1957 года и двойную порцию икры. И задумался. Нелепый здоровяк в шелковой рубашке с жабо. О чем? Мы не знаем. Возможно, о том, что Dom Pérignon 1957 года на самом деле не существует: были 1955 и 1953-й, который предпочитал Бонд в исполнении Шона Коннери (фильм «Доктор Но»), и много других годов, но не 1957-й. А значит, ждать заказа придется слишком долго.
Позже мафиози везут невозмутимого Бонда на встречу с главарем корсиканской мафии по мосту Салазар - именно так в те годы назывался лиссабонский мост 25 апреля. С ним тоже связана совершенно детективная история. На всех фотографиях Лиссабона этот мост ошибочно принимают за знаменитые «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Вольтерьянцы, которые поняли свою ошибку, кричат о том, что мост Лиссабона, названный в честь самого одиозного и непонятого диктатора XX века Антониу Оливейру Салазара - не сами «Золотые ворота», а всего лишь их копия. И снова садятся в лужу.
Мост 25 апреля очень мало похож на Золотые ворота. Кто не верит - откройте в Интернете две фотографии и сравните. У лиссабонского моста не один, а два уровня: нижний - для поездов, верхний - для машин. Вертикальные опоры моста имеют совершенно другую форму, так что зрите в корень.
Однако, как говорил еще один популярный киноагент, истина где-то рядом. А именно - в Сан Франциско. Дело в том, что тендер на постройку моста Салазар (уж простите меня те, кто ненавидит диктатора - я буду именовать сооружение так, как оно называлось в момент постройки) в 1960 году выиграла американская корпорация American Brige Company. И именно та же контора строила мост San Francisco-Oakland Bay Brige, который соединяет Сан-Франциско с Оклендом, но совсем не в той части города, где находятся «Золотые ворота».
И вот Bay Brige - настоящий близнец лиссабонского транспортного гиганта, через который до сих пор проходит адова тьма машин в любое время суток.
Вернемся к фильму. Подружившись с главой Корсиканского союза Марк-Анжем Драко, оказавшимся папой красотки Трейси, Бонд в очередном нелепом галстуке снова погружается в португальскую специфику и присутствует на корриде в честь дня рождения Марк-Анжа. Точнее, не на корриде, а на тоураде, португальском бое с быком. Его не перепутаешь ни с чем: выходящий безоружным на бой с быком бравый фуркадуш, принимающий удар чугунного бычьего лба в свой мускулистый живот - это возможно только в Португалии, а Испании остаются только разодранные рогами лосины на казенной части матадоров.
После праздника Бонд на долгие дни разлучается с Трейси, отправляясь на охоту за негодяями из «Спектра», и только ближе к концу фильма Бонд и Трейси воссоединяются в Лиссабоне. Агент 007 покупает обручальное кольцо в ювелирной лавке на площади Руссиу рядом с газетным магазином с огромной надписью Diário de Notícias - это главная новостная газета Португалии уже много-много лет. Сейчас в 20 метрах от этого места находится McDonalds, какой поворот истории...
Дальше все было как в сказке: свадебный хоровод нес на шляпках зеленые и красные ленты - цвета государственного флага Португалии. Типичные португальские домики - маленькие, белые с синей полоской внизу, и арки из цветов, такие характерные для португальских праздников.
В финальной сцене фильма, после пышной и полной цветов свадьбы, Бонд и Трейси снова проносятся по мосту Салазар и оказываются на горной дороге N379 в португальском национальном парке Аррабида - цветущем очаге природы по соседству с пахнущим ЦБК индустриальным городом Сетубалом. Несколько пуль из ружья коварной фройляйн Бунт - и прекрасная Трейси гибнет на переднем сидении Aston Martin, успев на прощанье увидеть самый красивый в мире берег и Атлантический океан.
Почему же в фильме появилась Португалия? Почему самая трагическая серия объехавшего мир Бонда, выделяющаяся из всего творчества писателя Флеминга и продюсеров Зальцмана и Брокколи, в исполнении непонятого Лэзенби, разыгрывается на дорогах самой западной страны Европы? Наверное, ответить на это можно еще одним эпизодом из фильма, когда в Геральдической палате Британии эксперт зачитывает Джеймсу Бонду фразу с герба некоего сэра Томаса Бонда, баронета из Бэкхема, умершего в 1734 году: Orbis non sufficit - «Целого мира мало». И ничего, что эту фразу придумал не Ян Флеминг, а старик Ювенал в своих «Сатирах». К чему придирки, если действительно целого мира мало?