За рулем по Португалии

Часто спрашивают: как лучше узнать Португалию, если приехал сюда всего на пару недель? Ответ прост: обязательно возьмите машину и отправляйтесь в самые неизведанные, самые таинственные уголки страны. Именно там прячется настоящая Португалия, и многим это истинное лицо нравится не меньше, чем знаменитые туристические достопримечательности.

Совсем недавно пять отелей на юге Португалии решили перейти на систему all inclusive. Интересно, что такая инициатива вызвала массу отрицательных эмоций у представителей Ассоциации отельного бизнеса. Вице-президент прямо сказал, что ставка на массовый туризм, без экскурсий и достопримечательностей, а только с бесконечной едой и выпивкой – путь к уничтожению уникальности португальского туризма. Действительно, разумный человек, приехав в Португалию, не стремится проводить сутки напролет в ресторане отеля или в гостиничном номере с бесплатным Wi–Fi. Он спешит в исторические места, неизведанные городки, монастыри, на необычные пляжи и винодельни. Это очень правильный путь. Но чтобы не чувствовать себя зависимым от маршрутов и расписания туристических автобусов, имеет смысл задуматься об аренде машины и передвижении по стране.

В современном мире, пронизанном интернет-паутиной, аренда машины не составляет никакого труда. Достаточно зайти на пару сайтов, на которых концентрируются предложения прокатных контор, выбрать подходящие даты и марку автомобиля.

Сразу спешим поделиться советом от бывалых путешественников: не старайтесь арендовать очень большую машину. В Лиссабоне, Синтре, Кашкайше и многих других португальских городах масса узких улочек, на которых каждый сантиметр ширины машины может стать решающим. Довольно неприятно, когда ты крадешься по узкой улочке Синтры, с обеих сторон дорогу ограждают каменные стены, и сама проезжая часть сужается все больше и больше. Бывало так, что в какой-то момент водитель понимал, что дальше он проехать просто не сможет. Приходилось выезжать задним ходом, рискуя обломать зеркала и оцарапать прокатное авто.

Если вы остановите свой выбор на небольшом компактном хэтчбеке, это станет самым оптимальным вариантом. К тому же такая машина поможет сэкономить немало бензина, а в Португалии топливо одно из самых дорогих в Европе – порядка 1,7 евро за литр.

Алексей Самойлович

Алексей работает в журналистике уже больше 15 лет. Среди всех стран и краев света он больше всего ценит Португалию - маленькую и уютную, на самом западном берегу Евразии. Только сейчас мы начали по-настоящему узнавать эту страну с великой историей и не менее интересным настоящим, и во многом это заслуга Алексея Самойловича. Вперед, сквозь время и тысячи километров.

Основные прокатные фирмы с мировым именем имеют представительства и в столице Португалии, и в самом аэропорту, так что всегда можно выбрать подходящее место для получения и сдачи автомобиля. Традиционно с вашей банковской карты спишут залог в несколько сотен евро на случай аварий и других проблем, так что заранее позаботьтесь пополнить счет.

Итак, теперь вы на колесах, и пора отправляться на знакомство с португальскими автострадами. Первое впечатление очень хорошее: дороги ровные, широкие, и машин на них сравнительно мало – особенно с точки зрения московских водителей.  Правила движения максимально похожи на российские. Пожалуй, главное, что нужно крепко запомнить, – что на круговом движении приоритет у того, кто находится на круге. И именно в Португалии понятно, почему это разумное правило: здесь много совсем маленьких кругов, на которые ты просто не сможешь выехать, если они уже заняты другой машиной, приходится уступать дорогу.

Скоростной режим в Португалии лучше не нарушать, потому что штрафы могут быть удивительно большими: до 2 500 евро (при превышении максимального предела на 40 км/ч в городе и более чем на 60 км/ч за городом). Минимальный штраф для лихачей – 60 евро (при превышении на 10 км/ч в городе и 20 км/ч вне). Разрешенная скорость для легковых машин: 50 км/ч – в населенных пунктах, 120 км/ч – на автострадах, и 90 км/ч – на остальных дорогах.

Дорожная сеть в Португалии развита очень хорошо. Практически все страна охвачена платными скоростными шоссе, стоимость проезда – примерно 1 евро за 10 км. Каждая платная трасса имеет бесплатного дублера. Обращайте внимание на указатели с названиями городов: обычно на синем фоне – скоростные шоссе (они имеют и платные, и бесплатные участки), на белом фоне – всегда бесплатные дороги. Они менее скоростные, менее прямые, но обычно очень живописные, так что какой путь выбрать – зависит от настроения и свободного времени.

Часто возникает вопрос: как оплачивать проезд по платным трассам? Общий принцип такой: и въезд, и выезд с платных трасс выглядит как пропускной пункт (о его приближении говорят дорожные знаки с надписью portagem). При въезде вас ждет шлагбаум и автомат, который выдает талончики. При выезде в небольшой будке сидит кассир, ему-то и нужно отдать талон. На экране рядом со светофором высветится сумма, которую нужно оплатить. Принимаются монеты, некрупные купюры, а также банковские карточки – чаще всего португальские, но иногда и международные. Есть полностью автоматизированные пункты выезда, в которых вам нужно самостоятельно вставить талон и насыпать в автомат требуемое количество мелочи.

Португалия технологически очень продвинутая страна. Несколько лет назад португальцы разработали удобную систему электронной оплаты за проезд по трассам – так называемая Via Verde. Этой системой оборудовано большинство португальских авто, и почти никогда – прокатные машины. Различить оборудованные машины просто: вся система – это небольшая белая коробочка, которая крепится в салоне под зеркалом заднего вида. На контрольных пунктах для машин с Via Verde выделены отдельные полосы, отмеченные белой буквой V на зеленом фоне.

Если у вас прокатное авто, избегайте этих зеленых путей, иначе счет за неоплаченный проезд может настигнуть вас спустя несколько дней или недель, и доставить немало неприятных минут накануне отъезда. Однажды российский турист, который был не в курсе этой системы, две недели колесил по платным трассам и только удивлялся, почему с него нигде не берут деньги. За несколько часов до отлета на родину ему позвонили из проката и сказали, что он задолжал около полусотни евро, и чтобы их оплатить, ему нужно приехать на определенный километр шоссе А1 неподалеку от Лиссабона. К счастью, это было по дороге, и вопрос удалось решить.

Другое дело, если вы приехали в Португалию всерьез и надолго, тогда устройство Via Verde способно сильно облегчить жизнь. С ним не надо останавливаться на контрольных пунктах, достаточно сбросить скорость до 60 км/ч. Стоит оно 25-30 евро, оплата может сниматься либо автоматически с вашей банковской карты, либо в конце месяца будет выставляться счет. Оплачивать с помощью этой системы можно не только проезд по трассам, но и многие подземные парковки, и даже платить на некоторых заправках. Очень технологично и удобно.

Самый популярный вопрос, который мы просто не можем игнорировать: можно ли пить за рулем в стране портвейна и зеленого вина? Дорожный кодекс Португалии на этот вопрос отвечает развернуто в главе XII. Ее первый пункт полностью звучит так: «Запрещается управлять транспортным средством под воздействием алкоголя и психотропных средств». Чуть ниже идет пункт 5, в котором написано: тот, кто нарушил пункт 1, карается штрафом 250-1250 евро (если концентрация алкоголя в крови 0,5-0,8 г/л) или 500-2500 евро (от 0,8 до 1,2 г/л). Получается, что пить за рулем нельзя, но если алкоголь ниже 0,5 г/л – то не оштрафуют. Но мы твердо уверены: за руль пьяным не садись, откладывай все дегустации на вечер, а вождение – на утро.

Международные водительские права, выданные в России, действуют и в Португалии. Если вы приехали в страну на несколько лет, вы можете подать заявление и обменять российские права на португальские. Процедура требует некоторой беготни с бумагами и бюрократической волокиты, но такая возможность есть.

В заключение хочется дать главный совет: на дорогах Португалии езжайте помедленнее. Только так вы сможете увидеть все красоты страны, которые проплывают за окном, взглянуть на дивные зеленые холмы и поля с крутящимися ветряками и старинными мельницами. И почаще останавливайтесь: может, именно за ближайшим поворотом и находится самый красивый уголок Португалии?