Совсем недавно пять отелей на юге Португалии решили перейти на систему all inclusive. Интересно, что такая инициатива вызвала массу отрицательных эмоций у представителей Ассоциации отельного бизнеса. Вице-президент прямо сказал, что ставка на массовый туризм, без экскурсий и достопримечательностей, а только с бесконечной едой и выпивкой – путь к уничтожению уникальности португальского туризма. Действительно, разумный человек, приехав в Португалию, не стремится проводить сутки напролет в ресторане отеля или в гостиничном номере с бесплатным Wi–Fi. Он спешит в исторические места, неизведанные городки, монастыри, на необычные пляжи и винодельни. Это очень правильный путь. Но чтобы не чувствовать себя зависимым от маршрутов и расписания туристических автобусов, имеет смысл задуматься об аренде машины и передвижении по стране.
В современном мире, пронизанном интернет-паутиной, аренда машины не составляет никакого труда. Достаточно зайти на пару сайтов, на которых концентрируются предложения прокатных контор, выбрать подходящие даты и марку автомобиля.
Сразу спешим поделиться советом от бывалых путешественников: не старайтесь арендовать очень большую машину. В Лиссабоне, Синтре, Кашкайше и многих других португальских городах масса узких улочек, на которых каждый сантиметр ширины машины может стать решающим. Довольно неприятно, когда ты крадешься по узкой улочке Синтры, с обеих сторон дорогу ограждают каменные стены, и сама проезжая часть сужается все больше и больше. Бывало так, что в какой-то момент водитель понимал, что дальше он проехать просто не сможет. Приходилось выезжать задним ходом, рискуя обломать зеркала и оцарапать прокатное авто.
Если вы остановите свой выбор на небольшом компактном хэтчбеке, это станет самым оптимальным вариантом. К тому же такая машина поможет сэкономить немало бензина, а в Португалии топливо одно из самых дорогих в Европе – порядка 1,7 евро за литр.
Основные прокатные фирмы с мировым именем имеют представительства и в столице Португалии, и в самом аэропорту, так что всегда можно выбрать подходящее место для получения и сдачи автомобиля. Традиционно с вашей банковской карты спишут залог в несколько сотен евро на случай аварий и других проблем, так что заранее позаботьтесь пополнить счет.
Итак, теперь вы на колесах, и пора отправляться на знакомство с португальскими автострадами. Первое впечатление очень хорошее: дороги ровные, широкие, и машин на них сравнительно мало – особенно с точки зрения московских водителей. Правила движения максимально похожи на российские. Пожалуй, главное, что нужно крепко запомнить, – что на круговом движении приоритет у того, кто находится на круге. И именно в Португалии понятно, почему это разумное правило: здесь много совсем маленьких кругов, на которые ты просто не сможешь выехать, если они уже заняты другой машиной, приходится уступать дорогу.
Скоростной режим в Португалии лучше не нарушать, потому что штрафы могут быть удивительно большими: до 2 500 евро (при превышении максимального предела на 40 км/ч в городе и более чем на 60 км/ч за городом). Минимальный штраф для лихачей – 60 евро (при превышении на 10 км/ч в городе и 20 км/ч вне). Разрешенная скорость для легковых машин: 50 км/ч – в населенных пунктах, 120 км/ч – на автострадах, и 90 км/ч – на остальных дорогах.
Дорожная сеть в Португалии развита очень хорошо. Практически все страна охвачена платными скоростными шоссе, стоимость проезда – примерно 1 евро за 10 км. Каждая платная трасса имеет бесплатного дублера. Обращайте внимание на указатели с названиями городов: обычно на синем фоне – скоростные шоссе (они имеют и платные, и бесплатные участки), на белом фоне – всегда бесплатные дороги. Они менее скоростные, менее прямые, но обычно очень живописные, так что какой путь выбрать – зависит от настроения и свободного времени.
Часто возникает вопрос: как оплачивать проезд по платным трассам? Общий принцип такой: и въезд, и выезд с платных трасс выглядит как пропускной пункт (о его приближении говорят дорожные знаки с надписью portagem). При въезде вас ждет шлагбаум и автомат, который выдает талончики. При выезде в небольшой будке сидит кассир, ему-то и нужно отдать талон. На экране рядом со светофором высветится сумма, которую нужно оплатить. Принимаются монеты, некрупные купюры, а также банковские карточки – чаще всего португальские, но иногда и международные. Есть полностью автоматизированные пункты выезда, в которых вам нужно самостоятельно вставить талон и насыпать в автомат требуемое количество мелочи.
Португалия технологически очень продвинутая страна. Несколько лет назад португальцы разработали удобную систему электронной оплаты за проезд по трассам – так называемая Via Verde. Этой системой оборудовано большинство португальских авто, и почти никогда – прокатные машины. Различить оборудованные машины просто: вся система – это небольшая белая коробочка, которая крепится в салоне под зеркалом заднего вида. На контрольных пунктах для машин с Via Verde выделены отдельные полосы, отмеченные белой буквой V на зеленом фоне.
Если у вас прокатное авто, избегайте этих зеленых путей, иначе счет за неоплаченный проезд может настигнуть вас спустя несколько дней или недель, и доставить немало неприятных минут накануне отъезда. Однажды российский турист, который был не в курсе этой системы, две недели колесил по платным трассам и только удивлялся, почему с него нигде не берут деньги. За несколько часов до отлета на родину ему позвонили из проката и сказали, что он задолжал около полусотни евро, и чтобы их оплатить, ему нужно приехать на определенный километр шоссе А1 неподалеку от Лиссабона. К счастью, это было по дороге, и вопрос удалось решить.
Другое дело, если вы приехали в Португалию всерьез и надолго, тогда устройство Via Verde способно сильно облегчить жизнь. С ним не надо останавливаться на контрольных пунктах, достаточно сбросить скорость до 60 км/ч. Стоит оно 25-30 евро, оплата может сниматься либо автоматически с вашей банковской карты, либо в конце месяца будет выставляться счет. Оплачивать с помощью этой системы можно не только проезд по трассам, но и многие подземные парковки, и даже платить на некоторых заправках. Очень технологично и удобно.
Самый популярный вопрос, который мы просто не можем игнорировать: можно ли пить за рулем в стране портвейна и зеленого вина? Дорожный кодекс Португалии на этот вопрос отвечает развернуто в главе XII. Ее первый пункт полностью звучит так: «Запрещается управлять транспортным средством под воздействием алкоголя и психотропных средств». Чуть ниже идет пункт 5, в котором написано: тот, кто нарушил пункт 1, карается штрафом 250-1250 евро (если концентрация алкоголя в крови 0,5-0,8 г/л) или 500-2500 евро (от 0,8 до 1,2 г/л). Получается, что пить за рулем нельзя, но если алкоголь ниже 0,5 г/л – то не оштрафуют. Но мы твердо уверены: за руль пьяным не садись, откладывай все дегустации на вечер, а вождение – на утро.
Международные водительские права, выданные в России, действуют и в Португалии. Если вы приехали в страну на несколько лет, вы можете подать заявление и обменять российские права на португальские. Процедура требует некоторой беготни с бумагами и бюрократической волокиты, но такая возможность есть.
В заключение хочется дать главный совет: на дорогах Португалии езжайте помедленнее. Только так вы сможете увидеть все красоты страны, которые проплывают за окном, взглянуть на дивные зеленые холмы и поля с крутящимися ветряками и старинными мельницами. И почаще останавливайтесь: может, именно за ближайшим поворотом и находится самый красивый уголок Португалии?