Западный край земли

Кабо-да-Рока – самое знаменитое место Португалии. Конечно, про Лиссабон или Синтру люди слышали чаще, но все-таки самая западная точка континента – это не просто крестик на карте, а настоящее место силы, энергетический рубеж Евразии. Здесь даже земля как будто немного наклонена вперед, на запад, в сторону океана, Америки и далее за горизонт.

Идею построить по линии побережья Португалии маяки принес неутомимый маркиз Помбал. С его именем связано немало свершений и легенд. Неудивительно, ведь на протяжении долгих лет он был успешным премьер-министром, и вдруг Лиссабон настигла большая беда: землетрясение 1755 года, последовавшее за ним цунами и пожар. Лиссабон и его окрестности пострадали просто катастрофически, две трети столицы лежало в руинах. Погибло около 100 тысяч человек, весь центр столицы был снесен волной, осталась нетронутой лишь Алфама и районы выше нее к замку Сен-Жоржа.

Именно в эти тяжелые дни в Португалии у детей зародилась традиция ходить по домам 1 ноября и просить «хлеб для бога». Не конфеты. Не «сладость или гадость», как на американский Хэллоуин, а немного еды от имени бога для людей, которые остались без крова.

За что полюбили Помбала – так это за его несгибаемость. Сколько ушатов помоев на него вылили – он твердо гнул свою линию и начал восстанавливать страну, очищая ее от грязи и обломков старого. Уже на следующий день после землетрясения у него был готов первичный план восстановления Лиссабона. Полностью был перестроен район Нижнего города, снесенный цунами. Теперь дома в нем поставили торцом к реке - значит, при новом наводнении волна пойдет по улицам, а не будет сметать дома, как костяшки домино. Фасады зданий начали отделывать керамической плиткой: дешево, практично и даже красиво. Этот стиль с элементами позднего барокко получил название «помбалино» в честь деятельного маркиза и очень популярен до сих пор: и в Португалии, и в дружественной Британии, да и в других странах.

Однажды на площади города вышли священники из Святой Инквизиции, которая была очень сильна в Португалии. Вы не знали, что даже слово «аутодафе» португальского происхождения, а не испанского (иначе бы оно звучало «аутодефе»)? По легенде, цепкие португальские инквизиторы решили свалить самого Помбала, и инкриминировали ему все беды португальского народа. Что за грехи и распутство Португалии господь послал на землю сию кару - огонь и волны океанские. Уставший от споров и фокусов Помбал заковал главных инквизиторов страны в цепи и спросил: «То есть вы утверждаете, что это господь наш милостивый послал на Лиссабон пожар, землетрясение и цунами? Вы осмеливаетесь говорить, что именно по воле господа горели в огне невинные дети, тонули в воде добрые католики - женщины и мужчины, которые всю жизнь возносили молитвы? За такую ересь вас самих отправлю на костер». Легенда гласит, что таки отправил, и это было последнее аутодафе в Португалии: после сожжения главных инквизиторов на инквизицию был наложен официальный запрет... Многим есть чему поучиться у министра XVIII века.

Алексей Самойлович

Алексей работает в журналистике уже больше 15 лет. Среди всех стран и краев света он больше всего ценит Португалию - маленькую и уютную, на самом западном берегу Евразии. Только сейчас мы начали по-настоящему узнавать эту страну с великой историей и не менее интересным настоящим, и во многом это заслуга Алексея Самойловича. Вперед, сквозь время и тысячи километров.

На самом деле инквизиция в Португалии худо-бедно просуществовала до 1821 года – с ограниченными правами и без аутодафе, но у этой полумифической истории про «инквизирование инквизиторов» есть реальная историческая подоплека. Дело в том, что Ордену Иисуса (иезуитам) и высшим аристократам не нравилась активность Помбала, и его мечтали отстранить от власти. Однако все повернулось ровно наоборот. После неудачного покушения на короля в 1758 году Помбал обвинил во всем иезуитов, добился их изгнания из страны, и жестоко расправился со своими главными врагами – герцогом де Авейру и семейством Тавора, казнив их без суда и следствия.

После этого продолжились работы на благо страны. Впервые в мире было введено понятие контроля региона происхождения: портвейном считали только напиток, произведенный в долине реки Дору, а все производители портвейна работали через государственную структуру «Real companhia velha». Как грибы, начали расти маяки, и один из самых главных – Кабо-да-Рока. Его свет бил на 26 морских миль, его белый цвет и сигнал знали моряки всех окрестных земель: четыре вспышки - пауза, четыре вспышки - пауза. Свернешь от него направо – увидишь небольшой маяк на мысе Разу, за ним - маяк Гия, потом Санта Марта – это уже в Кашкайше; еще чуть-чуть – и будет вход в устье Тежу: маяк Бужиу, а за ним и до Лиссабона рукой подать.

Пойдешь от Кабо-да-Рока налево – придешь в Эрисейру, четвертую по значимости таможню в Португалии после Лиссабона, Порту и Сетубала. За Эрисейрой остается ждать только маяка на мысе Карвоейра, что в Пенише, и других светочей с севера страны.

Для тех, кто сейчас приезжает на Кабо-да-Рока полюбоваться закатом, и невдомек все эти морские хитрости. Зато люди знают, что высота скалы у них под ногами – 143 метра, а сам стоящий на горке маяк светит с высоты 165 метров над уровнем моря.

Часто спрашивают: что интересного можно посетить неподалеку от Кабо-да-Рока? Давайте посмотрим. На самом мысе неплохой сувенирный магазин с хорошей коллекцией винтажного портвейна, но цены кусаются. Для ценителей в туристическом центре неплохой выбор вина региона Колареш: тоже недешево, но регион сам по себе крошечный, а вина очень неплохие, есть смысл пробовать.

Почти под скалами Кабо-да-Рока притулился пляж Урсу. Раньше он считался очень живописным, потому что там почти никогда не было людей: боялись спускаться по скалам. Но сейчас место стало очень популярным, ночью и днем здесь обитают люди, и былое очарование потерялось. Лучше уж поехать по-честному на Прайя-Гранде, или Прайя-даш-Масаш, или на Гиншу, в конце концов, и насладиться настоящим пляжем и океаном - мощным, сильным и величественным.

Как давно заметили туристы, на Кабо-да-Рока всегда ветрено. Когда я приезжаю сюда с друзьями и знакомыми, стараюсь по возможности не ходить на самый край. Мне больше нравится сидеть на заборчике около туристического центра, жевать созревшие карпобротусы, которыми заросли все окрестные холмы, любоваться на океан и на маяк. Кабо-да-Рока – один из четырех маяков Португалии, на которых работают настоящие смотрители. Когда-нибудь я поймаю его, и тогда, поддавшись моему журналистскому обаянию, он расскажет мне все: каково на маяке ночью, когда лучи лампы крутятся над головой, как лопасти вертолета – то ли разгоняют призраков, то ли зовут к берегу заблудших моряков – и какова она, нелегкая работа смотрителя маяка. И тогда читатели Euromag.ru смогут заглянуть за горизонт с самой западной точки Евразии, с мыса Кабо-да-Рока.