В Греции не видно никаких признаков облегчения. И население все больше связывает спасение страны с левыми силами. Растет поддержка и неофашистов, но это другой вопрос.
Коммунистическая партия Греции (КПГ) еще недавно была первой силой в парламенте среди левых. Но в июне 2012 года её обошла СИРИЗА, коалиция радикальных левых. В отличие от КПГ, эта партия считает возможным решить экономические проблемы страны безо всякого социализма и не боится возглавить буржуазное — конституционное правительство. Она даже стремится к этому, считая главной задачей. КПГ резко выступает против Европейского Союза, евро и долга. Однако это своеобразная резкость. В ней нет того самого «презренного реформизма», что мешает избирателям поверить, что КПГ перейдет от правильных слов к делам еще до того как капитализм перестанет существовать.
СИРИЗА старается выражаться осторожней, намекая своим избирателям, что в проблемах надо еще разобраться. Партия сблизилась в последнее время с «Независимыми греками», правым парламентским блоком, не раз указывавшим на полезность сближения с Россией и Китаем. СИРИЗА верно констатирует, что европейские банки подкармливаются за счет греческих домашних хозяйств. Партия отмечает, что 200 тысяч бездомных — это невиданный для небольшой страны показатель. Она понемногу поругивают беспомощность капитализма, уверяя, что готова бороться с кризисом. Согласно последним опросам СИРИЗА может рассчитывать на поддержку почти четверти взрослого населения.
Правые теряют позиции. Усиливаются лишь неофашисты, партия «Золотая заря». Коммунисты не стремятся к формированию кабинета, что отчасти и стало причиной перехвата у них лидерства СИРИЗА. Её приход к власти вполне ожидаем. Однако, что «радикальные левые» могут предложить в качестве спасительного рецепта для Греции? Имеют ли они план вывода страны из тяжелого многолетнего кризиса?
СИРИЗА в 2012 году старалась успокоить деловые круги. Она не обещала разрыва с Евросоюзом, отказа от евро и списание долга. По последнему пункту партия обещала разобраться, что представляет собой настоящий, а что — приписанный долг. В 2013 году её риторика не стала радикальнее. СИРИЗА рассчитывает договариваться с международными институтами, такими как ЕЦБ или МВФ, опираясь на поддержку народа. В этом случае, как уверяет партия, интересы народа не будут принесены в жертву. По её планам, необходимо облегчить положение трудящихся и заставить высшие классы платить налоги.
СИРИЗА оговаривается, что в деле выработки нового курса необходимы переговоры. Они потребуются и с Евросоюзом, который должен будет измениться под влиянием европейских левых. Не ясно лишь как это возможно практически, и на каком фундаменте экономической политики. Неясно и то, удастся ли таким «радикальным» образом реализовать пропагандистскую формулу партии «Люди превыше прибыли». СИРИЗА выдвигает идею кооперативной демократии. Она — в лице своих спикеров — высказывается даже за передачу некоторых предприятий под контроль трудовых коллективов. Однако в вопросе иностранных инвестиций она не может дать ответ на вопрос, что привлечет капиталы. Нынешнее правительство предлагает большому бизнесу приватизируемые объекты и дешевеющую рабочую силу. Но это не работает на оживление экономики.
СИРИЗА настроена на реструктуризацию государственных расходов. Вес социальных пунктов она стремится поднять, а затраты на репрессивный аппарат — понизить. Общественность не может не поддерживать такие предложения, но это далеко не рецепт бюджетного оздоровления. И собрать налоги с греческих богатых будет совсем непросто. Специальный банк для инвестиций, за который выступает СИРИЗА, не решит проблему бессмысленности прямых капиталовложений в Греции. Задача объективно состоит не в том, чтобы придумать подобные учреждения, а в том, чтобы принципиально новой экономической политикой создать смысл для их работы. Но именно этого «Нового курса» у СИРИЗА нет. Большой вопрос, может ли страна вообще выйти из кризиса не порывая с неолиберализмом, его институтами, а пытаясь договориться с ними.
Спасение Греции — чрезвычайно непростая задача. Она требует не только справедливой фразы, но и готовности брать на себя ответственность. Беда Эллады в том, что её левые либо слишком радикальны, или совсем не таковы, если говорить о коалиции «радикальных левых». Конечно, стране нужно ломать правила ЕС, а не договариваться об их смягчении. Но кто и как сможет это реально сделать? Ответить на этот вопрос помогут события в других странах. В одиночку Греции не выкарабкаться.