Пока в Греции начали действовать временные лагеря. Один из них расположен на территории полицейской школы в Афинах. Новые лагеря будут иметь тройную ограду. Внешняя стена должна будет составлять три метра в высоту. Здесь охрану будет нести полиция. Внутри зоны концентрации порядок станут обеспечивать частные охранники. Планируется и оснащение концентрационных лагерей средствами надзора, такими как система видеонаблюдения.
Коалиционное правительство – социалисты» из «ПАСОК» и либералы из «Новой демократии» – заверяют население, что с помощью лагерей убьют сразу двух зайцев. Они «решат вопрос нелегальной иммиграции» (помогут властям других стран еврозоны) и нанесут удар по безработице. Новая мера вызвала немало восторгов в националистическом сегменте греческой политики. Даже некоторые руководители иммигрантских обществ ее поддержали. Левый фланг критикует идею лагерей как антигуманную и грубо посягающую на права человека. Сторонников таких взглядов ужасает факт, что на территории Эллады может вскоре возникнуть 30 концентрационных лагерей для эмигрантов. Всего их рассчитывают создать в десяти регионах.
До кризиса немало граждан Украины, России, Молдавии или других стран Восточной Европы приезжали в Грецию по туристическим визам, а потом оставались работать. Обратный билет пропадал. Но, пробыв некоторое время на подпольном положении, люди постепенно добивались легального статуса. Они оставались в Греции на годы. Постепенно нормы легализации становились все жестче, и доля нелегалов все время росла. Выходцы из стран Южной Азии всегда имели меньше шансов на обретение законного статуса, поскольку в своем лице не поставляли на рынок квалифицированных работников. Зато массой они жили и работали в клубничных парниках Пелопоннеса.
К 2010 году нелегалов из Пакистана, Индии или Бангладеша оказалось очень много. Но затем их число начало быстро сокращаться. Чем глубже заходила страна в пучину кризиса, тем меньше становилось рабочих мест. Начался отток иммигрантов. В начале 2012 года уже многие добровольно соглашались вернуться на родину: без работы и средств к существованию нахождение в Греции теряло смысл. Нормой стало видеть молодых смуглых мужчин, копающихся в мусорных баках. Правда, к этому времени греческая пресса открыла, что нищета идет в наступление и на коренное население. И крайне сомнительно, что охота на иммигрантов остановит ее триумфальное шествие. Зато вполне стоит опасаться, что массовые аресты иммигрантов будут сопровождаться ростом запугивания и иного давления, что, вероятно, не пройдет мимо и легальных работников.
Лишение свободы за отсутствие долженствующих бумаг может затянуться на 18 месяцев. Даже лица, обратившиеся за убежищем в Греции, рискуют попасть в новые лагеря, где условия содержания окажутся, скорее всего, слабо выносимыми. Но, еще страшнее – вероятное выдворение этих людей на родину, где им грозит опасность или более того.
Греция – вообще не самое подходящее место, для политических беженцев. Не так давно в центре Афин беженцы устраивали голодовку, пытаясь добиться признания своего статуса. Только такая мера смогла пробить стену безразличия чиновников. Но убежище было предоставлено лишь тем, кто боролся за него. Чаще для такого дела требуется хороший адвокат, на которого очень редко у кого имеются деньги. Греки не любят мусульман, но люди, бегущие от расправы со стороны радикальных исламистов, не должны рассчитывать в Элладе на многое. Лагеря угрожают им тоже.
Кризис действительно привел к росту числа преступлений, совершаемых иммигрантами. Но на преступления проблемы в экономике и социальная незащищенность толкает всех – причина их в этом, а не в том, имеет ли человек легальный статус. Однако, греческая политика слишком неолиберальна, и власти страны слишком послушны органам Евросоюза. Поэтому, вместо предоставления документов на проезд в другие страны ЕС, легализации и обеспечения временным жильем и медицинской помощью, для иммигрантов строят концентрационные лагеря. Но лишение свободы части нелегальных работников никаких проблем страны решить не в состоянии.