Слагаемые греческого правительства изменились. В окружении Антониса Самараса появятся новые лица, что должно усилить сотрудничество в рамках кабинета. Цель работы — профицит бюджета, к которому Греция должна прийти прежней дорогой «жесткой экономии» и международной помощи.
На повестке дня получение нового кредита. «Мы не можем терять время», – подчеркнул Самарас в одном из последних выступлений. Он уверяет, что верит в восстановление экономики по рецептам «тройки» (ЕС, ЕЦБ и МВФ).
Переформирование кабинета вообще сопровождалось речами в пользу «слабых слоев населения». Приход инвестиций должен произойти и победить безработицу, говорят новые министры, и тогда суровые меры не будут нужны. Но кроме того обещана конституционная реформа.
Общество, если поверить в правильность проводимого курса, является главной преградой для преодоления кризиса. Оно сопротивляется. И оно опирается на демократические свободы, добытые в 1970-е годы в борьбе против диктатуры.
Всюду в ЕС правые политики понимают под правкой конституций сужение демократических границ. Так думают и в греческом кабинете, основу которого создают кадры «Новой демократии» и ПАСОК (партий неолиберального толка). Население недовольно, но оно испугано перспективой еще большего разрушения экономики и финансовой сферы. Возможно, перестановки немного успокоят его. Но перспективы — нет.
Греция уже обсуждает с «тройкой» дополнительные меры по борьбе с проблемами в экономике. Предложены, так называемые, новые подходы к сокращению государственных субсидий в пенсионные фонды и фонды здравоохранения и социального обеспечения, а также к увольнениям в государственном секторе.
С самого начала кризиса эти меры вызывают сокращение рабочих мест в частном секторе, а также уменьшение реальной и номинальной заработной платы. По мнению критических к неолиберальной политике экспертов, объединенных международной инициативой «Пост-глобализация», нужен иной курс для Греции. Но откуда он может взяться? Ответа на этот вопрос нет.
Правительства страны — одно за другим — сокращают государственные расходы. Они проводят такую политику с расчетом на оживление, но опыт уже показал, что ничего подобного не происходит. Другой опыт, борьба США с Великой депрессией, показал, что государственные расходы могут приводить к оживлению экономики. Но Эллада имела в 2008-2013 годах чрезвычайные государственные расходы!
Правительство предоставило банкам десятки миллиардов евро. Благодаря этому государственный долг подскочил со 107,4% ВВП в 2007 году до 170,3% ВВП в 2011 году. Меры «жесткой экономии» обеспечили снижение его всего до 157% от ВВП. Он снизился до 304 млрд евро, тогда как в 2007 составлял 239,3 млрд евро.
Для развития Греция должна тратить на должников, экономя за счет населения. Людей не нужно сталкивать в бездну нищеты. Но, списав долг, государству стоило бы вернуться к драхме и поиску рынков сбыта для своей продукции. Однако для неоконсервативных политиков Эллады такая политика возможна не более, чем необходимый для оживления разрыв с ЕС. А государственные расходы должны помогать развитию производства и спроса, а не обслуживать интересы банкиров. Они и так уже получили многое.
Греческий долг на пике (в 2011 году) был равен 355,2 млрд евро. Даже снижение этой суммы на 40 млрд евро ценой разрушения экономики не обещает Элладе процветания. Этот факт и есть основная причина частых смен кабинетов в стране.
Общество пытаются убедить, что перестановки слагаемых способны изменить результат работы правительства. И многим грекам, судя по отданным летом 2012 года голосам за правых, в это еще хочется верить. Затронет ли эту группу запланированное до конца года сокращение числа государственных служащих? На очереди стоят 25 000 человек, хотя власти обещали уволить сразу всего 2 тысячи работников.
Непопулярная программа остается в силе для Греции. Инвестиций нет и декоративное изменение кабинета не изменит его политики, не отменит плачевных результатов его работы для экономики и людей.