Сергиенко назвал свою выставку «Добрейшей души человек». И ведь без доли иронии назвал. Я-то, признаюсь, поначалу подумала, что вернисаж – элегантная шутка. Куда там. Идеологический посыл выставки однозначен: луноликий улыбающийся Путин, по мысли художника, являет собой образец добродушия и душевной щедрости, притягательного для женщин сочетания мужества и эмоциональности.
«На создание такой коллекции меня подвигло то, что в нашей стране не хватает доброты», – поясняет свой замысел художник. «Почему, заходя в кабинет государственных служащих, мы зачастую видим серьезный и немного угрюмый портрет Путина? Гораздо приятнее будет видеть его улыбающееся и светящееся лицо, запечатленное в момент радостного события!»
Почему же такой сюжет возник сейчас? Вроде же еще десять лет назад в родном городе Путина улеглась волна с экскурсиями «по путинским местам», где экскурсоводы с придыханием и блеском в глазах вели свой рассказ о достопримечательностях, так или иначе связанных с биографией политика, сопровождая клиентов по проверенному маршруту: дом номер 12 в Басковом переулке, где жил в детские годы Владимир Путин, и расположенная по соседству школа-восьмилетка, в которой начинал образование будущий глава государства, школа № 281, спортклуб «Турбостроитель» в здании Ленинградского металлического завода, юридический факультет СПбГУ, здание ФСБ на Литейном, Смольный, могила родителей президента на Серафимовском кладбище и Константиновский дворец.
Собственно говоря, культ личности уж сколько лет, как оформился. С другой стороны, те, кто был способен избавиться от иллюзий, давно уже поняли, что ключом к пониманию личности Владимира Путина мог бы стать совсем короткий маршрут, пролегающий отнюдь не между Смольным и Константиновским дворцом.
Им можно было бы предложить небольшую прогулку по дворам Лиговки, где в драках с местной шпаной закалялся стойкий характер будущего президента. Колорит и атмосфера этого района, где гопницкие традиции насчитывают уже около века, сохранились очень хорошо. Тут любому станет ясно, откуда у президента крепкие кулаки, стальные нервы и выражения вроде «мочить в сортире» и «замучаетесь в судах пыль глотать» в лексиконе.
Так откуда же у скромного питерского художника именно сейчас появилась эта мысль вправить согражданам мозг? Мой вариант ответа – это у него от страха. Своего рода самовнушение. Он зомбирует и себя и окружающих. Потому что ясно же, как божий день, что власть в последнее время стала сознательно играть на обострение.
Понятно, что по всем признакам «бить будут», и сигналы на этот счет идут совершенно недвусмысленные. Из участников несанкционированного митинга протеста на Исаакиевской площади 5 марта задержан был каждый десятый – всего более 400 человек. Абсолютный рекорд для Петербурга. Хрупкую правозащитницу Наталью Евдокимову тащили в автозак четыре омоновца. Не одни сутки держали в КПЗ стариков, беременных и многодетных мам.
И художнику страшно. Он хочет всех помирить, и похож в этом отношении на ребенка, который, не считаясь ни с чем, стремится предотвратить родительский развод, повторяя про себя, как мантру, «все будет хорошо».
Вполне вероятно, что та нота, которая проскальзывает в картинах Сергиенко – четкий симптом детской реакции, которая возникла у части общества в ответ на обострившийся конфликт демократически настроенной его части с властями. Игнорировать этот «миротворческий» посыл художника было бы неправильно. Он, судя, по всему, возник как инициатива снизу. Никакой громкой рекламы у проекта не было.
А вообще, лучше бы эта выставка была хохмой. Тогда автор с легким сердцем отправил бы один портрет в подарок вновь избранному президенту. Пусть, что ли, берет с себя, такого доброго, пример.