Бодрые обещания политиков отказаться от виз существуют в какой-то параллельной реальности. Воз, что ни говори, пока что не сдвинулся с места. Революционная ситуация возникает, как известно, из неспособности верхов решить проблему и нежелания низов мириться с ней. Проект No Visa, о запуске которого объявили 31 августа в Петербурге, был создан волонтерами из 35 городов России, Беларуси, Казахстана, Германии и Франции именно как альтернатива снизу. Его цель – информационная поддержка отмены или облегчения визового режима между Россией и ЕС.
Проект поддержал Германо-Российский Форум в Берлине. Сейчас у No Visa 120 волонтеров. В рамках проекта, они намерены собрать и обработать экспертные мнения, а также конкретные предложения по визовому вопросу, которые будут переданы для обсуждения на форуме «Петербургский диалог» в ноябре 2012 года.
Представители органов государственной власти и дипломатических кругов отреагировали на создание проекта с осторожностью. На презентацию проекта в Петербурге не пришел ни один из приглашенных организаторами представителей европейских дипломатических миссий, расположенных в городе.
«В ответ на приглашение часто звучали отговорки – мол, не можем посетить мероприятие в середине рабочего дня», – рассказывает координатор проекта Дарья Бобровская. Безусловно, тема для многих, прямо скажем, неудобная.
Не всякий российский чиновник возьмется комментировать, например, такой видеосюжет, показанный на презентации: молодому немцу Штефану Бистриху срочно требовалась трехмесячная туристическая виза в Россию. Приглашение, сделанное русским приятелем Штефана, в российском консульстве принять отказались, поскольку друг проживает в Германии. Время подпирало, и немец обратился в туристическое агентство, которое в два счета справилось с проблемой. Через подставную фирму в России было сделано приглашение, на основании которого в консульстве оформили бизнес-визу. В Россию Штефан отправился в качестве представителя неизвестной ему российской компании в странах СНГ.
Цена вопроса – 120 евро. Осадок у Бистриха остался, и он решил публично рассказать о своей истории, призвав уменьшить бюрократические препоны. «Зачем вынуждать людей изворачиваться, если можно уменьшить никчемную волокиту», – удивляется он. «В результате люди ведь путешествуют по поддельным приглашениям».
Туристические компании вроде тех, что занимались визой Штефана Бистриха, существуют на законных основаниях. Большинство людей, которые становятся их клиентами, благодарны фирмам. «Большинство профессоров, которые приезжают к нам с курсами лекций, делают визы самостоятельно, через подобные компании: так гораздо быстрее и удобнее», – признаются в центре изучения Европы и Германии Санкт-Петербургского государственного университета.
«Если преподаватель возьмется делать визу сам по нашему приглашению – кстати, чтобы его правильно оформить, нужно массу подписей собрать – то ему придется лично дважды ездить в консульство. Не все имеют такую возможность, вот и идут в обход, предпочитая заплатить деньги турфирме».
Что скрывать, многие люди по обе стороны границы Евросоюза решают для себя дилемму «бюрократия или жульничеств», выбирая последний вариант. Но ведь вопрос можно поставить иначе: бюрократия или здравый смысл? Не проще ли упростить процедуру получения визы для обычных законопослушных путешественников?
«Для того, чтобы добиться политических решений или вообще изменений, нужно называть вещи своими именами», – считает Бобровская. «Визовый режим в частности между Россией и ЕС давно превратился в поле деятельности, на котором паразитируют посредники и все, кто может заработать на необходимости виз».
Такой взгляд близок Кристофу Херстелю, руководителю рабочей группы «Виза» Германо-Российского Форума. Для начала он признал, что, например, для жителей Петербурга, желающих отправиться в Германию, самый безболезненный способ это сделать – получить шенгенскую визу в гораздо менее требовательном финском консульстве.
«Консульство Финляндии выдает в три раза больше шенгенских виз, чем немецкое, что совершенно неудивительно: требований финны выдвигают не в пример меньше», – отмечает Херстель. «Стандарты Шенгена едины для всех, но многое зависит от интерпретации информации – причем, не только страной, но и конкретным сотрудником консульства. Жаль, что в Германии идут по пути максимальной бюрократизации процесса».
Херстель с коллегами еще ранней весной обратились в Бундестаг с предложением сделать доступным общественности подписанный в конце 2011 года документ, где подробно перечислены шаги и меры, необходимые для того, чтобы перейти к безвизовому режиму между Россией и ЕС. Результат? Содержание документа остается тайной за семью печатями.
Значит ли это, что рабочая группа Херстеля работает вхолостую, а дискуссионные площадки вокруг визового вопроса лишь впустую муссируют болезненную тему?
«Разумеется, нет: когда моя группа начинала работу, примерной возможной датой отказа от виз называли 2018 год, а сейчас все чаще звучит гораздо более оптимистичный срок – 2014 год», – отметил Херстель. «Это верный признак смены менталитета и перехода дискуссии в конструктивное, более практическое русло».