Знатоки кинематографа предрекают, что Стрип также будет номинирована на другие престижные награды, от Британской академии фильма и театра (BAFTA) до американской Академии кинематографа – так называемый «Оскар». Однако интересно не только это, но и время появления фильма. Ведь происходящее в экономике, политике и обществе Британии сегодня имеет четкие параллели с эпохой единственного в истории страны премьера-женщины.
Рецензию на фильм лучше прочитать из-под пера кинокритиков, а мне бы хотелось остановиться скорее на самой Маргарэт Тэтчер. Потому что фигура «Железной леди», к которой в целом, неожиданно для многих британцев, скорее положительно относятся в России и в других странах бывшего СССР, остается одной из самых разделяющих британское общество. Ни один другой британский политик последних десятилетий – ни до Тэтчер, ни после нее – не вызывает столь сильных и диаметрально противоположных реакций британцев.
Похожее отношение в России характерно в адрес первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева. Для кого-то он – человек, благодаря которому был завершен социалистический эксперимент, а гражданам были возвращены их базовые права и открыты пути для реализации возможностей. А для кого-то другого – разрушитель огромной страны со статусом сверхдержавы, которого стоит судить за его политические решения, приведшие к краху Советского Союза.
И вот, стоило фильму с Мерил Стрип выйти на британские киноэкраны, как о бывшем премьере вновь активно заговорили. Нынешний премьер-министр Британии Дэвид Кэмерон, как и Тэтчер, представляющий консерваторов, заявил, что фильм вышел «слишком рано» – его стоило бы отложить еще на несколько лет или даже десятилетий.
«Зачем этот фильм вышел сегодня?», – задал вопрос Кэмерон, явно намекая на параллели экономической политики его правительства и кабинетов «Железной леди». Ведь многие британцы недовольны резкими сокращениями госрасходов, которые, по их мнению, ведут страну в экономическую катастрофу с растущей безработицей и «потерянным поколением» молодежи. Но, с точки зрения Кэмерона и его коллег среди тори, именно идеи и действия Тэтчер в свое время вернули в Британию экономический рост и благополучие. Именно поэтому нынешнее правительство, в котором тори правят в коалиции с либерал-демократами, прибегло к такому большому числу экономических рецептов тэтчеризма.
Недовольны выходом фильма оказались и политические оппоненты Тэтчер. Так, группа давно вышедших на пенсию работников угольных шахт в Дербишире, что в центральной Англии, провела протест под лозунгом «Не дадим Голливуду переписать историю!». Тони Беннетт, одна из организаторов забастовки женщин, работавших в угольной индустрии, во время всеобщей забастовки шахтеров 1984–85 годов, заявила, что фильм дает ложное впечатление о вкладе Тэтчер в развитие феминизма и повышение роли женщин в обществе. «Фильм является полным отрицанием правды. Тэтчер использовала все органы власти против бастующих шахтеров и их семей, которые защищали свои рабочие места, будущее своих детей и свои сообщества», – заявила Беннетт в интервью BBC.
Хотя имя Тэтчер остается на слуху, многим в России остаются неизвестны детали ее биографии, которые, во многом, определили ее ценности, характер, идеологию и карьеру. Родилась будущая «Железная леди» 13 октября 1925 года в городке Грантэм в Линкольншире. Урожденная Маргарет Хильда Робертс росла в семье мелкого лавочника – ее отцу, активному участнику местной политики и прихожанину методистской церкви, принадлежало два бакалейных магазина.
Все детство и юность она, помимо учебы, помогала своей семье в ведении бизнеса, что в будущем дало Тэтчер одну из ключевых установок – «если ты можешь что-то сделать, сделай!». Несмотря на свое простое происхождение и благодаря успехам в учебе в школе, Маргарет поступила в Оксфордский университет, где четыре года изучала химию в колледже Соммервиль. Еще в Оксфорде ее привлекла политика – она даже стала президентом Консервативной ассоциации университета. Поэтому после получения диплома она не только занялась работой химика, но и попыталась попасть в политику.
Уже в 24 года дочь бакалейщика попыталась избираться в парламент от консерваторов. Но первые две попытки были неудачными. Впрочем, во время своей первой избирательной кампании Маргарет встретила будущего мужа Дениса Тэтчера, успешного бизнесмена, за которого вскоре вышла замуж. Он оплатил своей жене получение квалификации юриста, и с 1953 года молодая Маргарет Тэтчер занималась уже не химией, а налоговым законодательством. Стремление участвовать в политике, правда, тоже никуда не делось – и в 1959 году будущий премьер-министр стала членом парламента от лондонского района Финчли.
Уже в октбре 1961 года Тэтчер пошла на повышение – она стала одним из младших министров – что эквивалентно должности заместителя министра в странах континентальной Европы – в министерстве пенсий и соцобеспечения в администрации Харольда Макмиллана. (В Британии, в отличие от многих других стран, правительства, включая министров, формируются из членов парламента от правящей партии; поэтому разделение ветвей власти на законодательную и исполнительную является далеко не идеальным).
Но вскоре, в 1964 году, тори проиграли выборы, и Тэтчер занимала посты в теневом кабинете оппозиции. В частности, будучи теневым министром финансов, она критиковала политику правивших на тот момент лейбористов, которые вводили ограничения на рост цен и зарплат. По мнению Тэтчер, Британии следовало отказаться от административных мер управления и экономикой и ввести низкие налоги, «которые мотивируют людей работать». В 1967 году по приглашению американского правительства она посетила Соединенные Штаты, где участвовала о встречах с политиками, экономистами и учеными, что закрепило ее уверенность в правильности «американской мечты» – общества равных возможностей.
Когда консерваторы под предводительством Эдварда Хита выиграли выборы 1970 года, Тэтчер стала министром образования и науки, где активно занялась реформированием системы школьного образования. Напомним, что в тот период Британия, как и другие страны Запада, сильно пострадала от нефтяного эмбарго и роста нефтяных цен, что лишь ухудшило экономическую ситуацию в стране. В октябре 1974 года тори потерпели серьеное поражение на выборах. Это поставило вопрос о необходимости смены лидера — и многие влиятельные консерваторы посчитали, что лучшим кандидатом на этот пост сможет стать Тэтчер. Она смогла победить и Хита и его протеже Уильяма Уайтло, возглавив консерваторов в феврале 1975 года.
Став лидером оппозиции, она не только сменила имидж (отказавшись от шляп в тон платьев и от перчаток такого же цвета) и взяла уроки по постановке голоса (сделав его более низким, «лидерским»). Она также стала активно общаться с экономистами Института экономических отношений, исследовательского центра в Лондоне, продвигавшего идеи монетарима. По мнению Тэтчер, общество благостостояния, построенное на кейнсианских моделях, ослабляло Британию. Поэтому Тэтчер предлагала рецепты экономического либерализма, предоставив больше свобод как бизнесу, так и потребителям.
В 1976 году она выступила с жесткой речью в адрес Советского Союза, а печатный орган советского минобороны «Красная звезда» назвала Тэтчер «Железной леди». Хотя газета пыталась оскорбить британского политика, лидеру консерваторов такое наименование понравилось. Оно быстро вошло в британский политический лексикон – именно так Тэтчер запомнили и в Британии, и в мире.
Конец 1970-х оказался в Британии периодом экономических сложностей – с высокими инфляцией и безработицей, снижением уровня жизни, резким падением производства. Профсоюзы постоянно проводили забастовки, которые парализовали общественную жизнь. Зима 1978–79 годов вошла в британскую историю как «Зима недовольства» – во многих городах месяцами не вывозился мусор, перестал работать общественный транспорт, и т.д. Консерваторы атаковали правивших в тот момент лейбористов за высокую безрбаотицу, используя в своей рекламе двусмысленный слоган Labour Isn't Working (который можно перевести на русский как «Лейбористы не работуют» и как «Работники не работают»). На выборах в мае 1979 года с огромным успехом победили тори, и Тэтчер стала премьер-министром.
За 11 лет на премьерском посту Тэтчер проводила политику, которая соответствовала ее политическй философии. Въехав на Даунинг-стрит, она пыталась сменить политику лейбористов, которая, с ее точки зрения, привела к упадку страны. Став премьером, она сделала ставку на дерегулирование экономики, особенно финансового сектора, гибкие законы и правила рынка труда, продажу и закрытие государственных предприятий через масштабную программу приватизации.
По мнению одних, она смогла вдохнуть жизнь в британскую экономику, сделав Лондон одним из ведущих финансовых центров в мире. По мнению других, Тэтчер стала синонимом деиндустриализации Британии – упадка или полного исчезновения целых отраслей промышленности, что поставило экономику страны в чрезмерную зависимость от сферы услуг. Они также считают, что Тэтчер значительно ослабила профсоюзы и права работников, открыв британский рынок труда для «дикого капитализма» в американском стиле.
В течение 1980-х британцы пережили периоды спада и бума, растущей и снижающейся безработицы, Фолклендскую войну, продолжение конфликта в Ольстере, который перекинулся терактами на Лондон и другие города Англии (в 1984 году во время теракта в Брайтоне едва не погибла сама Тэтчер и ее коллеги по правительству). Нарастание сложностей в жизни страны привело к падению популярности консерваторов, элита которых решила сменить лидера.
В ноябре 1990 года Тэтчер была вынуждена покинуть пост премьера, передав бразды правления своему коллеге Джону Мейджору (при котром тори победили – в четвертый раз подряд – на выборах в 1992 году). Покидая Даунинг-стрит в последний раз в качестве лидера страны, Тэтчер, борясь со слезами, сказала, что оставляет Британию «в значительно лучшем состоянии», чем когда она въехала в премьерскую резиденцию. Как не оценивать наследие бывшего премьер-министра – положительно или отрицательно – она действительно очень сильно изменила эту страну.
Хотя о Маргарет Тэтчер написаны десятки книг и сотни статей, стоит посмотреть выходящий на экраны по всему миру фильм. Как сказала в интервью журналистам накануне лондонской премьеры Мерил Стрип, «можно не разделять политических взглядов Тэтчер, однако невозможно не оценить силы ее характера и устремлений».