Однако именно в Рождество Лондон многих разочаровывает. Хотя его торговые улицы украшены праздничными огнями, которые загораются рано (в конце декабря в Лондоне темнеет еще до 4 дня), на Трафальгарской площади красуется привезенная из Норвегии главная ёлка Британии, а на южном берегу Темзы расставлены деревянные палатки рождественского базара с пряниками и глинтвейном, город в целом производит странное впечатление.
Уже в предшествующий Рождеству уикенд Лондон заметно пустеет – людей становится меньше на улицах и в метро. Единственным исключением являются магазины – но их заполненность связана с появлением туристов и приехавших на последний перед Рождеством шоппинг жителей дальних пригородов.
Вокзалы и аэропорты города уже с пятницы выглядят так, будто был объявлен приказ об официальной эвакуации Лондона. Причина этого проста – многие лондонцы (как британцы, так и живущие в нем иностранцы: на родившихся за пределами Британии приходится треть населения столицы) уезжают на праздники домой к родителям, бабушкам, дедушкам и прочей родне.
Для британцев и западноевропейцев Рождество – это, прежде всего, семейный праздник, который нужно провести со своими близкими. А чтобы заполучить целых полторы недели отпуска, нужно взять всего несколько дней выходных – ведь и Рождество (25 декабря) и День подарков (26 декабря) являются официальными выходными днями. В Сочельник (24 декабря) даже те, кто не уезжает из города, заканчивают работу рано – раньше обычного закрываются и офисы, и магазины, и даже раньше перестает ходить метро.
В результате в сам день Рождества Лондон выглядит вымершим. В британской столице не работает метро, по пустынным улицам не ходят автобусы. Из пригородов или других городов на выглядящие безлюдными лондонские вокзалы не прибывают поезда. На улицах можно лишь увидеть редкие такси, которые готовы подвезти пассажиров по специальному, более высокому тарифу. Впрочем, желающих воспользоваться немного: в основном это бредущие пешком несчастные туристы, которые не знают, как себя занять – ведь почти все двери перед ними оказываются закрытыми.
25 декабря в Лондоне закрыты практически все магазины (включая продуктовые), кафе, рестораны, пабы и бары. Закрыт рождественский рынок на берегу Темзы и луна-парк Winter Wonderland, каждую зиму открывающийся на пару месяцев в Гайд-парке. Закрыты музеи и галереи, театры, кинозалы и ночные клубы. Закрыты даже общественные туалеты – это означает, что нужду можно справить лишь в ближайшей гостинице, в вестибюле которой обязательно находится уборная.
Поэтому даже при желании куда-то поехать, вариантов оказывается совсем немного. Даже те лондонцы, которые остались на Рождество в городе, проводят время со своими семьями – сначала за праздничным обедом с индейкой или гусем, а потом за просмотром фильмов, настольными играми, общением за чашкой чая или бокалом вина или же за праздным ничегонеделанием. Многие из моих знакомых британцев проводят весь день Роджества в помещении и даже носа не показывают на улицу.
Похожая картина творится в остальной Британии. Города пустеют, общественный транспорт простаивает в депо. Работают лишь аэропорты и связанные с ними автобусы и железнодорожные линии – но ходят они куда реже обычного, ведь совсем немногие хотят путешествовать в этот праздник.
Железные дороги в Британии остаются бездействующими и на следующий после Рождества день. Что означает, что уехавшие к родне куда-нибудь в Сомерсет или Йоркшир лондонцы не могут вернуться к своей обычной жизни минимум до 27 декабря.
Основными островками жизни в Рождество в Лондоне оказываются этнические анклавы – районы, где сосредоточены бизнесы, принадлежащие представителям других культур и религий. Я, к счастью, живу в 15 минутах от района Эджвер-Роуд, известного в британской столице как «Маленький Бейрут». Даже в Рождество его ливанские рестораны и магазины остаются открытыми – сюда можно зайти на кофе или приобрести недостающие продукты.
Ведь, если в вашем холодильнике закончилось молоко, то, иначе, придется дожидаться открытия обычных продуктовых магазинов уже до 27 декабря. Другими спасительными районами с открытыми магазинами и заведениями общепита оказываются китайский Чайнатаун в Сохо, бангладешский район Брик-Лейн, индийский Саутолл или еврейский Голдерс-Грин.
Впрочем, в последние годы туристам в Лондоне стало жить немного проще. Если еще десять лет тому назад в центральной части города единственным вариантом выпить чашку кофе или бокал вина было отправиться в один из отелей, то в последние годы бизнес решил отказаться от полного закрытия города на замок. В последние пару лет в центре британской столицы можно обнаружить работающие в Рождество кафе (включая сетевые Starbucks, Costa или Café Nero), ресторан или паб. Однако они до сих пор остаются скорее исключением, подчеркивающим правило. В целом же Лондон выглядит закрытым на каникулы – что выглядит крайне необычно для мирового финансового центра с населением в 8,5 млн человек.
Поэтому, если и собираться зимой ехать в Лондон, то лучше избегать непосредственно Рождества. Куда более удачным вариантом является приезд в город на Темзе за несколько недель до праздника, когда иллюминация уже вовсю работает, а рождественский рынок с глинтвейном и сладостями открыт. Или же уже после Рождества – на Новый год, который Лондон всегда встречает впечатляющим салютом над Темзой и открытыми до утра барами и ночными клубами. Любителям шоппинга тоже может понравиться это время – ведь именно после Рождества в Британии начинаются зимние распродажи.