Впервые идея собрать детей дошкольного возраста в одном месте и поручить их профессиональному воспитанию пришла в голову еще в начале XIX века немцу Фридриху Вильгельму Аугусту Фрёбелю – ученику Иоганна Фридриха Песталоцци.
Собственно, это и неудивительно. Фридрих Фрёбель родился в Тюрингии, недалеко от Йены и Геры – двух городов, где обязательное школьное образование было введено еще в начале XVII века, когда ополченцы Минина и Пожарского выгоняли из Москвы Лжедмитрия.
А если дети упорядоченно идут в школу – то должны же они куда-то упорядоченно идти до школы?
Тюрингская упорядоченность наложилась на лютеранское понимание детей как цветов жизни (отсюда – детский сад) и вообще права человека и личности, пусть и ребенка. Личность надо развивать, ребенок особенно ясно чувствует Бога (и уже поэтому заслуживает уважения), – отсюда рукой подать до идеи детского сада. Вот и придумали немецкие лютеране эту концепцию, которой сегодня пользуется весь мир.
И, надо сказать, что концепция детского сада немцами реализована на пять с плюсом. Современный немецкий детский сад – это удачный гибрид детского клуба с развивающим центром и рестораном здорового питания. После опыта советских детских садов с холодными застывшими блинами манной каши и малообразованными воспитателями, запугивавшими детей до полного ступора, немецкие детские сады выглядят настоящим детским раем. Когда мой сын – еще не говоривший ни слова по-немецки – пошел в берлинский детский сад, он сразу понял, как ему повезло – и уже через пару дней бежал туда вприпрыжку, не желая пропустить ни минуты.
Собственно, я его прекрасно понимаю. Во-первых, детские сады отлично укомплектованы. Тут и детские площадки, и игровые комнаты, и книги, и игрушки, и даже внутренний крытый дворик с полом, покрытым мягким резиновым напылением, на который не больно падать.
Во-вторых, воспитатели по-настоящему играют с детьми и развивают их. Например, моим ребенком, не говорившим тогда ни слова по-немецки, воспитательница сразу стала заниматься особенно тщательно, – и уже через несколько недель он заговорил на ломаном немецком, а через три-четыре месяца – заговорил бегло. Что говорить о групповом развитии! Обычный муниципальный детский сад Берлина практически каждые две недели выезжает куда-нибудь на экскурсии – от зоопарка до исторического музея, и от музея этнографии до специальных развивающих детских центров.
Разумеется, не обошлось и без столкновения культур. Самое пугающее для родителей из России (и, конечно, для меня) в немецких детских садах на первых порах – это количество детей с соплями и в шортах, несмотря на холодное время года. Все мое советское и российское естество кричало: «как же можно?!?!» Но, выяснилось, что вполне можно.
Да, действительно, немцы считают, что сопли детям можно не вытирать, а регулярные легкие простуды – это лучшее средство для вырабатывания иммунитета. Звучит шокирующе, но только на первый взгляд. После семи лет проживания в Германии я убедился в том, что немецкая система работает – к школе дети действительно, как по волшебству, перестают болеть. Ну, а для отсева действительно опасно больных детей из детского сада действует правило: с соплями приходить можно, а вот с температурой – ни в коем случае. Температурящего ребенка просто развернут на пороге, а если мама протащит его «контрабандой» - дозвонятся маме на мобильный телефон и потребуют забрать.
Вообще, немецкий детский сад – это квинтэссенция немецкого общества и зеркало отношений в нем. Совершенно по-немецки выглядит процедура зачисления ребенка в детский сад. Например, в Берлине сначала надо подать заявление в местную мэрию: оно подается не позже, чем за два, и не раньше, чем за шесть месяцев до предполагаемой даты зачисления ребенка в детский сад, и представляет собой многостраничный формуляр, в который надо вписать, например, сколько часов работают родители, сколько часов они тратят на путь до работы, на каком языке говорят дома и т.д.
На основании этих данных мэрия выдает «сертификат» на определенное количество часов, которое ребенок может провести в детском саду. Уже с этим сертификатом надо идти в приглянувшийся детский сад и получать там (в зависимости от наличия) место.
И, разумеется, посещение детского сада платное, – несмотря на то, что подавляющее большинство детских садов находятся в муниципальной собственности. Плата за посещение детского сада взымается практически всегда (освобождены от нее только самые бедные граждане), но зато рассчитывается по очень гибким правилам. Эти правила учитывают не только годовой доход родителей, но и количество часов, которые ребенок проводит в детском саду, а также наличие других детей в семье (стоимость детского сада тем выше, чем выше доход семьи, чем больше часов в день проводит ребенок в детском саду и чем меньше у него братьев и сестер). И, разумеется, от города к городу расчет стоимости посещения детского сада изменяется. Например, в Кельне за семь часов ребенка в детском саду родители с месячным доходом в 5 000 евро заплатят 125 евро в месяц, а родители с доходом в 2 000 евро в месяц – только 26 евро.
В Берлине семья с месячным доходом в 3 000 евро заплатит за пятичасовое пребывание единственного ребенка в детском саду 84 евро в месяц, а если в семьи имеется, например, трое детей (даже если другие дети не ходят в садик) – только 62 евро. Зато богатые берлинцы заплатят по полной: если месячный доход семьи превышает 6 750 евро, и в семье только один ребенок, взнос за семичасовой детский сад будет целых 428 евро в месяц! И это не считая расходов на еду, которая оплачивается отдельно.
Однако, выплачивая такие взносы, рассчитываемые на основе уровня доходов и других факторов, родители могут быть уверены – их ребенок находится в хороших руках. И это вторая причина, по которой родители с радостью отдают детей в детские сады. Например, когда я забирал своего ребенка из детского сада после обеда, мне самому хотелось остаться в детском саду – такие чарующие ароматы доносились с кухни. Ни с чем иным, как с хорошим рестораном, эти запахи не ассоциировались, – и точно не напоминали запах жженого молока, смешанный с запахом липких серых тряпок для протирки столов, к которому я привык в своем детстве.
Ну, а главное – к детям в детских садах относятся как к равным. Ни со стороны воспитателей, ни со стороны директора невозможно дождаться типичного отношения «свысока». Лучше всего это видно на регулярных летних праздниках детских садов (вообще, праздники с грилем на свежем воздухе – это еще одно типично немецкое развлечение). Тут за жаровнями стоят и воспитатели, и директор, а дети с родителями участвуют в празднике скорее как друзья, а не как люди, зависящие от благосклонности руководства детского сада.
Ну и, конечно, детский сад с самого раннего возраста обучает немцев, как нужно выстраивать отношения в обществе. Как избегать конфликтов и соблюдать правила, одновременно отстаивая свои права и свободы. Что означает уважение к ребенку со стороны взрослых. Как сделать выбор – например, идти играть с группой на улицу или остаться в помещении с любимыми игрушками. Как делать совместные проекты с другими детьми. Как вообще жить в обществе.
Немцы вообще очень социальны, и чем более высокий социальный класс у немца, тем больше он вовлечен во всевозможные союзы и организации, – этот навык, который закладывается с детства, приобретается впервые именно в детском саду, и именно поэтому немцы с такой уверенностью отдают детей в детский сад.