«Она была девственница, и мы ее насиловали, а потом плевали ей в лицо!» - корреспондент российского Первого канала очень старается, озвучивая якобы рассказ арабского мигранта о якобы изнасиловании немецкой девочки. Озвучка выходит выразительная, история – душераздирающая. Репортаж Первого канала из Берлина о том, что арабские беженцы якобы похитили, а потом сутки насиловали несовершеннолетнюю девочку из семьи переселенцев из России, собрал сотни тысяч просмотров, новость перепостили десятки тысяч пользователей социальных сетей. «Родственники боятся, что теперь девочку отберут социальные службы», - нагнетают ужас журналисты российских СМИ. «В Германии мигранты уже насилуют несовершеннолетних», - озабоченно зачитывает подводку ведущая. Но что случилось в Берлине на самом деле?
История 13-летней школьницы из русскоязычной берлинской семьи бьет в самое сердце любого читателя. Девочка просто шла в школу, когда ее похитили насильники. Привезли в квартиру, и – тут данные разнятся, в одних сообщениях говорится, что втроем, в других впятером, в третьих «минимум впятером» -- насиловали 30 часов. Потом выбросили на улицу. «И еще ей буквально вырвали ногти», - добавляют третьи пользователи фейсбука, якобы лично знакомые со знакомыми семьи девочки.
Родственники девочки – тетя и отец – уже дали интервью российскому Первому каналу, утверждая, что полиция якобы пыталась замять дело, чуть ли не обвинив при этом девочку в соблазнении насильников. «Этих зверей!» - добавляет возмущенный отец. Берлинская русскоязычная общественность в панике, женщины в слезах дают интервью корреспонденту Первого канала и признаются, что не могут спать оттого, что их дети ходят в школу мимо приюта для беженцев - «хайма», говорит она на немецкий манер. Мужчины сжимают кулаки и обещают «на насилие отвечать насилием» - правда, не уточняя, кого именно они собираются насиловать в отместку. Первый канал резюмирует, что, видимо, вместо телефонных трубок русскоязычные жители Берлина возьмут в руки что-то другое.
Сообщение о жестоком изнасиловании девочки, разумеется, может вызвать у любого нормального человека только волну возмущения. Однако история с берлинской школьницей вызывает множество вопросов. И обойти их никак нельзя.
Сначала – факты. Берлинская полиция не отрицает, что девочка пропадала, и родители искали ее. Однако после допроса в присутствии родителей и после последующего допроса девочки без родителей полиция твердо заявляет: «Факт заключается в следующем: по данным расследования земельной криминальной службы не было ни похищения, ни изнасилования».
Поверить в то, что полиция Берлина – после скандала с недостаточно жесткой реакцией на беспорядки в Кельне, где уже полетели головы полицейского руководства, прозевавшего уличный дебош – будет совершать не просто служебное нарушение, а прямое преступление, покрывая банду преступников, похитивших, изнасиловавших и истязавших несовершеннолетнюю, едва ли можно.
В целом в Германии ежегодно регистрируется 9,1 случаев изнасилований и принуждений к действиям сексуального характера на 100 тыс. человек – это значит, что в целом в стране происходит по 143 изнасилования в неделю. Разумеется, какое-то количество этих изнасилований приходится и на мигрантов, однако полиция, как можно увидеть, возбуждает дела во всех случаях, включая те, на которые в России – к сожалению! – и глаза бы закрыли (кстати, как и во всем мире, в Германии, конечно, имеется огромное количество нерегистрируемых сексуальных преступлений – но, как и во всем мире, их совершают не незнакомцы на улице, а отлично знакомые и зашедшие в гости или пригласившие на вечеринку родственники, друзья, бойфренды, друзья родителей и так далее).
Достаточно посмотреть ленту немецких новостей, чтобы увидеть – изнасилования, совершенные иностранцами, в т.ч. и беженцами, приводят к жесткой реакции полиции. Вот два случая последних недель: в Мюнхене полиция ведет дело об изнасиловании против двух подростков-сирийцев (14 и 15 лет), которые несколько раз трогали за попу и в конце концов залезли в трусики своей ровеснице в бассейне – последнее по немецким законам это однозначное изнасилование (а в России нет) и подростков никто не собирается покрывать. А в городе Вайль на Рейне арестованы 21-летний и 14-летний сирийцы, обвиняющиеся в изнасиловании двух знакомых девочек-подростков.
Вызывает вопросы и пересыщенность берлинской истории подробностями. Девочку – если верить репортажу Первого канала – якобы похитил человек, «почти не говорящий по-немецки». Этот человек (если он был арабским беженцем, то, видимо, и по-русски он тоже не говорил) смог, однако, убедить девочку, уже проехавшей до станции электрички на автобусе, сесть к нему в машину, потому что он-де хочет отвезти ее в школу. Не говоря о том, что у беженца вряд ли может быть машина, а также и квартира, использующаяся, опять же, судя по намекам в репортаже, только для сексуальных преступлений («там была только кровать и матрас»). Но все вместе создает очень впечатляющую картину опасности, поджидающей детей на каждом шагу – причем опасности, на которую власти не просто закрывают глаза, а потакают ей.
И вот тут самое время посмотреть, как именно стала распространяться новость о якобы бездействии полиции в Берлине. Начнем с того, что первыми про якобы похищение и изнасилование написал праворадикальный и практически неонацистский сайт «террор со стороны беженцев» - страница, созданная специально для того, чтобы «озабоченные граждане» распространяли сообщения о «преступления мигрантов», совершенных в их городах. Практически каждый желающий может написать на сайт новость: о грабеже, изнасиловании, убийстве и прочих ужасах, которые якобы принесли в его город иностранцы. Сообщение о берлинском изнасиловании оставил пользователь под ником «Патриот Германия».
Следом за сообщением праворадикального сайта в дело включились настоящие, сертифицированные неонацисты. Неонацистская партия НДПГ провела в Берлине митинг, на котором заявила, что полиция покрывает насильников девочки. Митинг, разумеется, был обставлен плакатами неонацистской партии. Для понимания: члены партии НДПГ регулярно попадаются на насильственных преступлениях в отношении иностранцев, террористическая ячейка «Национал-социалистское подполье», убившая десять человек и пытавшаяся убить, включая закладку бомб, еще больше, была тесна связана с НДПГ, а лидер партии НДПГ Удо Фогт прославился не только своими выступлениями на «антифашистском форуме» в Петербурге, но и предвыборным плакатом с лозунгом «поддать газу!».
Для неонацистов история о девочке-мученице, которую якобы насиловали то ли трое, то ли пять зверей-иностранцев, и которой отказала в защите немецкая полиция (в сообщениях в интернете постоянно подчеркивается, что полиция не просто отказала в возбуждении уголовного дела, но еще и «посмеялась» над девочкой) – это просто манна небесная.
Собственно, НДПГ уже очень давно педалирует тему сексуального насилия. И это понятно. Во-первых, тема защиты детей от насильников – одна из немногих, где можно требовать самых жестких мер, не боясь подвергнуться критике за радикализм. Кто-то против наказания для педофилов? Нет, конечно. Кто-то против того, чтобы защитить детей? Ну что вы! Именно поэтому в Германии на машинах правых партий легко увидеть наклейки «Даешь смертную казнь для педофилов!» - мол, я не радикал, я просто хочу защитить детей и их будущее, вот вам, кстати, мои четырнадцать слов.
Во-вторых, слухи о сексуальном насилии со стороны приезжих – это вообще самая плодотворная тема для ксенофобской пропаганды. Это классика пропаганды: мол, я знаю человека, который лично знает семью, в которой эти звери изнасиловали девочку. В плохое легко верится, дети есть почти у каждого, за них страшно - а уж если тут человек божится, что почти лично знаком с пострадавшей семьей через одного знакомого… Только за последний день в фейсбуке на меня вышло не менее пяти человек, каждый из которых якобы знаком с пострадавшей семьей через одного знакомого. Разумеется, проверить эти данные невозможно, в них можно только поверить. Если хочешь поверить, конечно.
С готовностью верят в насильников-иностранцев, которым почему-то потакает немецкое государство, плохо интегрированные в немецкое общество слои русскоязычных мигрантов. К сожалению, праворадикальные представления среди русскоязычной общины в Германии очень распространены – не случайно в целом ряде местных организаций неонацистской НДПГ лидерами являются выходцы из России. Считая себя «настоящими европейцами» и не принимая европейскую демократию, эти люди вымещают свое недовольство и раздражение на «понаехавших» - реализуя весь потенциал заложенного еще в СССР презрения к «черномазым».
Но куда более благодатной почвой для такой пропаганды оказывается аудитория российских СМИ – именно для нее корреспондент Первого канала старательно озвучивает якобы заявление насильника-араба. Именно для нее СМИ выдумывают красочные заголовки про групповое изнасилование. Именно эта аудитория потом звонит своим родственникам, уехавшим в Европу, и предупреждает об опасностях на улице – но родственники уже и сами предупреждены, ведь они смотрят по кабельным каналам российское телевидение, а в «Одноклассниках» уже выложили оперативно сделанный перевод на русский язык митинга берлинских неонацистов об ужасных арабах-насильниках, подстерегающих белых детей в Берлине на каждом углу.
Циркуляция страхов и слухов работает отменно – и, сколько бы полиция Берлина не выступала с заявлениями об отсутствии данных о преступлении (а большего полиция сделать не может – в отличие от родственников девочки, готовых беседовать с корреспондентами, полиция обязана хранить в тайне все подробности дела, касающиеся несовершеннолетнего ребенка) – ей не переубедить верящих в насилие. Все пользователи уже знают: в Берлине арабы тридцать часов мучали белую русскую девочку, а полиция смотрела и смеялась, об этом рассказала с озабоченным выражением лица ведущая Первого канала.