По очередям к стендам, где сидели представители крупных фирм или стран, можно было судить о трендах в мировой экономике. Длинная очередь вела к красивому стенду компании Volvo, к представительству Германии и Швейцарии. Работать в Красном кресте оказывается тоже престижно – десятки людей стояли в очередь к столику и флагу с красным крестом. Что не скажешь о Греции – желающих переехать и начать работу в стране с хорошим климатом, было не так уж и много.
По словам устроителей, «Европейскую ярмарку труда», в октябре 2012-го, посетили более шести тысяч человек. Организаторы предполагают, что из 3–4 тысяч вакансий, работу найдут около 500–700 кандидатов. Не так уж и много, если учесть, что этой осенью, пройти первое интервью можно было, не приезжая в штаб-квартиру Еврокомиссии и даже не посещая Брюссель. Работодатели (со всего континента) вышли в Сеть, беседуя с кандидатами в специальном чате. Обеспечивал их общение ситуационный центр, открытый в овальном зале Еврокомиссии.
Особую гордость организаторов вызывал большой экран, установленный в центре зала. В режиме реального времени, на графике было видно, что переговоры с работодателями ведут больше трехсот человек. В пятерке лидеров – Испания, Италия, Греция и Португалия – страны, где найти работу действительно стало сложно.
Кроме обычных собеседований посетителей ярмарки ждали лекции по поиску работы в Германии, Бельгии, Швейцарии или Дании. Почти случайно попал на лекцию о рынке труда в нашей стране. Впрочем, как местный житель, не услышал ничего интересного. Кто не знает, что избыток рабочих мест есть только во Фландрии, требуются медсестры и особенно в дома престарелых, возьмут на работу без знания языка (фламандского), но с условием, что вы быстро начнете его изучать?
Программистов, специалистов в IT также ждут с большим нетерпением. И все только во Фландрии. «Четыре тысячи вакансий открыты прямо сейчас» – гордо сообщила нам лектор. Но никто не двинулся с места. Что понятно – на то она и ярмарка, чтобы принять лучшее предложение. Лекция «Looking for a job in Denmark» начиналась спустя полчаса.
Хорошо когда есть выбор и возможности им воспользоваться – на 30 миллионов европейских безработных приходится 4 миллиона свободных рабочих мест. Одной из задач ярмарки было продвижение политики всеобщей мобильности. Иными словами – живем, где работа, а когда ее нет – переезжаем на новое место.
Но и это не главное. «Мобильность рабочих кадров» – лишь одно из условий борьбы с безработицей. О проблемах, с которыми сталкивается руководство Евросоюза, мне рассказал Коос Ришель, генеральный директор департамента Европейской комиссии по занятости: «Проблема состоит в том, что зачастую рабочие места есть в избытке там, где нет большой безработицы. Таким образом, это не только вопрос мобильности, но и необходимой квалификации. Во многие сектора экономики нам нужны люди с определенными знаниями, которых в той или иной стране, по разным причинам, нет.
К примеру, в науке, сфере высоких технологий, мы предлагаем много рабочих мест. Но у нас нет такого количества людей, которые получили необходимое образование, чтобы соответствовать данным позициям. Вы спрашиваете – как изменился рынок труда за последние годы? Могу сказать, что мы стараемся получить самые точные прогнозы по его развитию и сделать верные выводы.
Нами установлены три сферы экономики, где в ближайшее время будет ощущаться дефицит рабочей силы: green jobs (все, что связано с экологией, охраной окружающей среды, развитию альтернативной энергетики и т.д.), медицина (включая уход за пожилыми людьми) и сектор IT. Все эти направления приоритеты для нас и являются основными на сегодняшней ярмарке».