Пять убитых, 125 раненых, пять из которых находятся в критическом состоянии, – таков итог, возможно самой страшной ошибки судебной системы страны. Вчера по дороге в полицейский участок, тридцатитрехлетний Нордин Амрани устроил кровавую бойню, расстреляв из автомата своих горожан.
Уроженец Льежа и сварщик по профессии, он был осужден в 2008 году за незаконное хранение оружия и выращивание конопли. Во время обыска у него дома нашли десятки единиц оружия и 9500 запчастей к ним. Ему было 29 лет. Отвечать на суде для каких целей и кому предназначался такой арсенал Нордин отказался. Как и на вопрос – где он приобрел столько оружия?
Он был осужден на пять лет ( 58 месяцев ) заключения, €11 000 штрафа и €75 600 в счет конфискации имущества. Спустя два года Нордин Амрани покинул тюрьму по УДО. Однако в выполнении им условий УДО власти, по-видимому, сомневались. Повестка в полицию и привела к вчерашней бойне – у бывшего осужденного было подозрение – его снова хотят посадить.
Министр юстиции уже проверяет правомерность УДО прошлого года. Однако не вызывает сомнений, что выводы этой проверки будут так или иначе связаны с состоянием всей пеницитарной системы. Несмотря на благополучие и высокий уровень жизни система отбывания наказания настолько несовершенна, что Бельгия единственная страна в мире, которая «берет на сьем» тюрьмы других стран. Бельгийские осужденные давно сидят в соседней Голландии.
Охранники и работники тюрем уже не жалуются на условия труда и переполненные камеры – они объявляют забастовки, выходят на демонстрации. Прямо у стен своих тюрем. Еще два года назад власти признали – на 8 450 «посадочных мест» в стране сидит 10 400 заключенных. В камерах, предназначенных для 1–2 преступников, зачастую содержатся по 3–4 человека. Большинство камер не оборудованы туалетами, нет душевых кабин. Совет Европы давно вынес Бельгии предупреждение в связи с ужасающими условиями в местных тюрьмах, которые к тому же плохо укомплектованы медперсоналом, психологами и соцработниками.
Требования надзирателей по увеличению числа тюрем быстро выполнить, разумеется, невозможно. Вот и идут власти на альтернативные меры, а среди них – УДО.
Сейчас, когда многие возмущаются и говорят, что судебная система потерпела фиаско и Нордина ни в ком случае не должны были выпускать, как-то забывается, что подобное состояние тюрем отражается и на личной безопасности каждого. Ведь когда надзиратели объявляют забастовки, то их вынуждена заменять полиция. В общем, замкнутый круг. Но что-то точно должно поменяться. Хотя бы такой ценой.
Местная пресса отмечает, что власти решили не проводить Национальный день траура. Газета Lesoir пишет, что, возможно, он будет проведен позже, после консультаций с семьями погибших. И все же особое внимание уделяются вопросу – насколько правомочным было решение о предоставлении УДО в данном случае?
Министр МВД в утреннем эфире Первого радио заявила о слаженной и профессиональной работе всех городских служб. Поблагодарив спасателей, Жоэль Милкет отметила поступок водителя рейсового автобуса, который развозил раненых по больницам. На вопрос журналиста о правомочночности УДО в данном случае новый министр МВД ( правительство приступило к работе лишь на прошлой неделе) заявила, что должна более глубоко изучить это дело. В любом случае, «увеличивающийся трафик оружия – одна из проблем, с которой будет бороться наше правительство», – заявила она.
На интернет форумах, где обсуждаются события вчерашнего дня, много комментариев националистического характера. Пользователи Сети обращают внимание на «не местные» корни преступника. Хотя родился и вырос он в Льеже.